Вы находитесь здесь: Главная > Виды и жанры живописи, Русские художники, Шедевры русской живописи > Василий Верещагин «Апофеоз войны»

Василий Верещагин «Апофеоз войны»

В. Верещагин "Апофеоз войны" (фрагмент)

«Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества» (В. Стасов).

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904), русский живописец и литератор, известен как один из наиболее ярких и своеобразных художников-баталистов.

Батальный жанр в живописи

Слово «bataille» в переводе с французского языка означает «битва». Таким образом, батальный жанр посвящён военной тематике. Не обязательно при этом на картине должны быть изображены сцены сражений. Это могут быть изображения военных походов, героических подвигов современных или прошлых лет и веков.

Часто в картинах сочетаются батальный и исторический жанр, если художник раскрывает смысл происходящего. Возможно также сочетание батального и бытового жанров, когда автор картины изображает бытовую жизнь военных или моряков.

Батальный жанр в искусстве очень древний: человечество постоянно воевало и, к сожалению, продолжает воевать до сих пор.

Картины батального жанра создавали Леонардо да Винчи, Тинторетто, Д. Веласкес, М. Ломоносов, Ф. Рубо́, Б. Виллевальде, М.Ю. Лермонтов, Н. Дмитриев-Оренбургский, М. Греков, многие современные художники.

Картина В. Верещагина «Апофеоз войны»

В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871). Холст, масло. 127 х 197 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Эта картина – одно из самых ярких произведений Верещагина и, пожалуй, самое известное. Она поражает своей лаконичностью и сильным психологическим воздействием на зрителя, несмотря на то, что современного зрителя уже сложно удивить сценами кровавых и жестоких событий – настолько «преуспело» в этом наше телевидение. И всё же: пирамида из человеческих черепов не может никого оставить равнодушным и не задаться вопросом: что это?

Пирамида из человеческих черепов изображена на фоне разрушенного города, обугленных деревьев, среди раскалённой степи. Война стёрла с лица земли всё, что когда-то украшало её. Ни травинки, ни кустика, ни живой души – только вороны вьются вокруг. Вороны охотно питаются падалью, поэтому часто ассоциируются со смертью.

Всё в картине символизирует смерть: жёлтый цвет, засохшие небольшие деревца, безлюдье… Одно только вечное небо над этой мертвенностью сияет чистым синим цветом.

Смысл названия картины

Что означает название картины, вернее, слово «апофеоз» в её названии?

Апофеоз в переводе с древнегреческого означает «обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события или явления». Но со временем термин приобрёл переносное значение и стал значить «прославление, хвалу чего-либо вообще». В театральных постановках для финальных, торжественных сцен произведений он приобрёл значение кульминации, венца событий. Именно в этом значении и употребил это слово художник В. Верещагин: кульминация войны, результат войны. Вот что остаётся от людей в результате войн. Тем самым он выразил свой протест против всех и всяческих войн, оставляющих после себя выжженную землю и гору безличных черепов… Это картина-аллегория, картина-протест.

Об истории создания картины

Картина Верещагина «Апофеоз войны» первоначально называлась «Торжество Тамерлана». На её раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим».

Именно войска Тамерлана оставляли за собой такие пирамиды черепов, но картина не носит конкретно-исторического характера, это обобщённый образ итога любой войны.

Картина была написана в 1871 г. В 1867 г. Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. Россия тогда покоряла эти земли, и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и протест против уничтожения людей друг другом. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. А после поездки в Западный Китай в 1869 г., где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров, и появилась картина «Апофеоз войны».

Об авторе картины

В.В. Верещагин

Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26) октября 1842 г. в Череповце (ныне Вологодской области) в дворянской семье. У него было три брата. Все были определены в военно-учебные заведения: младшие стали профессиональными военными; старший – общественным деятелем, а Василий – художником. В возрасте 9 лет он поступил в Морской кадетский корпус. По окончании этого заведения, после короткого периода службы, вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств.

Выпускник Морского кадетского корпуса, он всю жизнь был связан с армией: был в Самарканде во время его осады бухарцами; был в действующей русской армии во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., где получил тяжёлое ранение.

Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
Им созданы серии батальных полотен: Туркестанская серия, «Наполеон в России» из 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции.

В. Верещагин «Наполеон и маршал Лористон» («Мир во что бы то ни стало!»). Из серии «Наполеон в России»

Теги: , , , , ,

Комментарии закрыты.