Вы находитесь здесь: Главная > Русские художники > О.Кипренский: портреты

О.Кипренский: портреты

Орест Адамович Кипренский

Орест Адамович Кипренский "Автопортрет"

Орест Адамович Кипренский — мастер портрета, график и живописец, русский художник.

Орест Кипренский ((13 (24) марта 1782 — 5 (17) октября 1836), внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, по документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе.

В 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года.

Портрет мальчика А. А. Челищева

О. Кипренский "Портрет мальчика А. А. Челищева"

Портреты художника хранятся в Третьяковской галерее: «Портреты супругов Ростопчиных» (1809), «Портреты Хвостовых» (1814), «Портрет мальчика А. А. Челищева» (1810—1811) и пр.

За картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем» живописец получил Большую золотую медаль в 1805 году и право на заграничную поездку для продолжения художественного образования. Но в Европе шли наполеоновские войны, и поездка была отложена на неопределенное время.

Портрет названного отца Адама Швальбе

О. Кипренский "Портрет названного отца Адама Швальбе"

Несмотря на «историческое» образование, главным в творчестве художника стал портрет. Еще за год до окончания академии он создал произведение, определившее его дальнейший творческий путь, – это был«Портрет названного отца Адама Швальбе». В Италии работу приняли за творение Рембрандта. В портрете Швальбе с наибольшей силой выявились юношеские мечты мастера, которые в области исторического жанра сказались в таких его ранних рисунках, как „Смерть Клеопатры» и „Языческие жрецы Киева» (Третьяковская галерея). В дальнейшем Кипренскому не удавалось ни в одном другом своем произведении исторической и портретной живописи воплотить равный по силе драматизм.

Портрет Е. В. Давыдова

О. Кипренский "Портрет Е. В. Давыдова"

В 1809 году Кипренский создает «Портрет Е. В. Давыдова». Это был образ бравого гусара, исполненный в парадном костюме, актуального в канун Отечественной войны с Наполеоном. Хотя эта тема и главенствует в портрете, Кипренский ею не ограничивается. Его Давыдов соединяет «рыцарское чувство чести и личное достоинство», романтическую небрежность и мечтательность. Художник создает глубоко индивидуальный образ и вместе с тем собирательный, включающий отсветы активного романтического идеала и наличную реальность, более того, ставший благодаря полноте и диалектике характеристики символом своей эпохи.

Портрет Сергея Семёновича Уварова

О. Кипренский "Портрет Сергея Семёновича Уварова"

В «Портрете Сергея Семёновича Уварова» нет той полноты самовыражения, что в предыдущем. На картине изображен великосветский денди, галломан и щеголь. Благородство и сдержанность цветового исполнения, мягкие ниспадающие ритмы рисуют облик тонко чувствующего, и, может быть, несколько манерно утомленного своей культурной рафинированностью дворянина пушкинской поры. И хотя портрет писался до выступления декабристов, в пору национального подъема и брожения идей, Кипренский в образе Уварова словно предвосхитил скорое наступление долгой полосы общественного спада, правительственной реакции.

Портрет Афанасия Федоровича Шишмарева

О. Кипренский "Портрет Афанасия Федоровича Шишмарева"

В 1827 году художник пишет портрет Афанасия Федоровича Шишмарева. Шишмарева он ставит в позу Давыдова, но, используя старую схему, Кипренский вводит его не в историю, а в идиллию. Афанасий показан в саду, в окружении цветов и стрекоз. Живописец создает гармонию, но ценой отказа от общественно-значимого статуса личности.

Проведя семь лет в Италии и вернувшись на родину, Кипренский создал по заказу А. Дельвига портрет 28-летнего Пушкина. В июле 1827 года Кипренский писал его в доме Шереметьева на Фонтанке.

Портрет А.С. Пушкина

О. Кипренский "Портрет А.С. Пушкина"

Пушкин изображен в сюртуке, с клетчатым пледом, накинутом на плечо. Руки покоятся на груди. Взгляд обращен вдаль. Лицо задумчиво, вдохновенно, полно затаенной грусти. Современники писали: “Гений поэта как бы воодушевил художника; огонь его вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч высоких творческих дум”. Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил мастера приписать бронзовую фигуру музы с лирой в руках.

Многие впоследствии судили о портрете по гравюре с него, которую Дельвиг заказал Н. И. Уткину. Отец поэта, уже после смерти Пушкина, сказал: “Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным”.

Но сам Пушкин высоко ценил оригинал. После смерти Дельвига в 1831 году, он купил портрет у его вдовы, который хранился у сына и внука поэта до 1916 года, когда был приобретен Третьяковской галереей.

Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

Теги: , , , , , , ,

Комментарии закрыты.