Вы находитесь здесь: Главная > Художники-импрессионисты > Творчество Эдуарда Мане

Творчество Эдуарда Мане

Э. Мане «Белые пионы»

Эдуарда Мане (1832-1883) считают одним из основоположников импрессионизма, хотя свой творческий путь он начал как художник-жанрист.

Жанрист изображает современный ему быт, создаёт картины бытового жанра.

Например, картина «Любитель абсента», созданная им в 1859 г. На ней изображён мужчина, чей недуг очевиден – пьянство. У ног его валяется пустая бутылка, но неприглядный вид, тем не менее, не мешает ему демонстрировать ещё не утерянную гордость.

Э. Мане «Любитель абсента» (1859). Новая Карлсбергская глиптотека (Копенгаген)

Художник был доволен своей картиной, но его учитель Том Кутюр, а также жюри Салона не одобрили эту работу, найдя в ней много технических оiибок, а также посчитав вульгарным сам сюжет.

Ещё одна жанровая картина Э. Мане – «Старый музыкант».

Э. Мане «Старый музыкант» (1862). Холст, масло. 187,4 х 248,2 см. Национальная галерея искусства (Вашингтон)

На картине изображён бродячий музыкант со скрипкой в руках. Вокруг него расположились девочка-цыганка с младенцем на руках, двое уличных мальчишек и двое взрослых. Старый музыкант – цыган Жан Лагрен, который возглавлял местный цыганский оркестр.

А вот справа, чуть позади старого музыканта, перенесённый с картины «Любитель абсента» образ мужчины в цилиндре («пьяницы»).

Недалеко от новой студии Мане находилась местность, известная под названием Petit Pologne («маленькая Польша»), где проживали бедные слои населения Парижа, значительная часть которых была вынуждена переезжать в другие места в связи с проводимыми в то время работами по перепланировке города. На этой картине Мане показал характерные образы некоторых обитателей тех мест.

Импрессионизм

В 1860-х гг. во французской живописи проявилась тенденция к естественной и непринуждённой манере изображения окружающего мира в его изменчивости и неповторимости. Это была реакция на застой господствующего в то время академизма. Так начинался импрессионизм. Правда, благодатная почва для его появления уже была – художники Барбизонской школы первыми стали писать этюды с натуры, на пленэре (на открытом воздухе).

Принцип «писать то, что видишь среди света и воздуха» лег в основу пленэрной живописи импрессионистов. Они стремились передать свои мимолётные впечатления изменчивого мира.

Эдуард Мане. Фотография 1870 г.

В 1866 г. Мане подружился с художником-импрессионистом Клодом Моне. Вместе с К. Писсарро, А. Сислеем, Э. Дега, П. Сезанном и П.О. Ренуаром они создали группу, главой которой стал Мане. Под влиянием импрессионистов колорит Мане стал светлее, хотя он не принял их манеру наложения на холст мазков дополнительных цветов. В это время он пишет многочисленные картины на пленэре рядом с Клодом Моне в Аржантее в 1874 г. Картина «В лодке» была написана именно там.

Э. Мане «В лодке» (1874). Холст, масло. 97,2 х 130,2 см. Музей Метрополитен (Нью-Йорк)

Необычные ракурсы и точки зрения также являлись особенностью картин импрессионистов. На этом полотне изображены мужчина и молодая женщина, сидящие в парусной лодке. Фигуры максимально приближены к зрителю за счёт того, что передняя часть лодки осталась за пределами картины. Таким образом, у зрителя создаётся ощущение того, что он сам находится в лодке.

Позади лодки – сияющая изумрудно-синяя вода, являющаяся фоном картины. Светлая цветовая гамма помогает передать свежесть и прозрачность воздуха. Картина создаёт ощущение движения и в то же время подчёркивает единство изображённых людей и окружающей природы.

Создавать на полотнах ощущение сверкающего снега или воды, богатства природных красок, растворения объектов в среде, вибрации света и воздуха помогала импрессионистам работа на открытом воздухе. Сложные тона разлагались на чистые цвета солнечного спектра. Они накладывались на холст раздельными мазками, а в глазу зрителя получалось оптическое смешение, что создавало светлую, как бы трепещущую живопись. Особое внимание художники-импрессионисты уделяли взаимоотношениям предмета и окружающей среды, которая постоянно изменялась. Эти взаимоотношения и пытались уловить и запечатлеть художники. С их палитры практически ушёл чёрный цвет.

Жанровое разнообразие творчества Э. Мане

Как мы уже говорили в начале нашей статьи, Э. Мане начинал с жанровых сцен, но его кисти принадлежат множество портретов, натюрмортов, пейзажей.

Э. Мане. Портрет Викторины Мёран (1862). Музей изящных искусств (Бостон)

Викторина Луиза Мёран – французская художница и музыкант, любимая модель Эдуара Мане. Она хорошо играла на гитаре, выступала в кафе-шантанах и давала уроки музыки, зарабатывая себе на жизнь. Одно время она работала моделью в мастерской художника Тома Кутюра, учителя Мане. Мане познакомился с ней в 1862 г., когда ей было 18 лет, и до 1875 г. позировала ему для многочисленных полотен: «Уличная певица», «Завтрак на траве», «Олимпия» и «Железная дорога». Она была также моделью Эдгара Дега.

Э. Мане «Завтрак на траве». Холст, масло. 208 х 264, 5 см. Музей Орсе (Париж)

Э. Мане «Железная дорога», или «Вокзал Сен-Лазар» (1872-1873). Холст, масло. 93,3 х 11,5 см. Национальная галерея искусства (Вашингтон)

Эта картина также написана по принципу «писать то, что видишь среди света и воздуха».

Чугунная ограда отделяет городскую улицу от железнодорожных путей. Молодая женщина сидит на парапете у ограды. Она держит раскрытую книгу, а на её коленях примостилась маленькая собачка. Женщина смотрит прямо на зрителя, оторвавшись от книги, как будто её только что кто-то окликнул. Рядом с ней, спиной к зрителю, стоит девочка, которая смотрит сквозь чугунные прутья ограды на железную дорогу, пытаясь за дымом разглядеть проходящий поезд. Изображённая сцена – момент, выхваченный из реальной жизни: это одновременно и портрет женщины, и жанровая сцена.

В последние годы жизни Э. Мане часто обращался к жанру натюрморта.

Э. Мане «Букет в хрустальной вазе» (1882). Холст, масло. 54,6 х 35,2 см. Частная коллекция

Теги: , , , , , , , ,

Комментарии закрыты.