Вы находитесь здесь: Главная > Художники-импрессионисты > Цикл картин Клода Моне «Руанский собор»

Цикл картин Клода Моне «Руанский собор»

Клод Моне

Клод Моне́ (1840-1926) – французский живописец, один из основателей импрессионизма.

Художники-импрессионисты старались запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости, оставляя на полотне свои мимолётные впечатления. Идеи импрессионизма воплотились не только в живописи, но также в литературе и музыке.

Передать живую реальность при помощи красок пытались многие художники предшествующих эпох: представители венецианской школы; испанские художники Эль ГрекоВеласкес и Гойя; Рубенс искал путь к передаче светотени через прозрачные промежуточные оттенки. Переход живописи к импрессионизму также подготовили английские живописцы Констебл, Тёрнер.

Клод Моне. Фотография 1899 г.

Руанский собор

Клод Моне приехал в Руан в феврале 1892 г., снял комнату в гостинице «Англетэр» на проспекте Буалдье и там написал свой первый вид фасада собора, глядя на него из гостиничного окна. Затем художник на некоторое время уехал в Париж, снова возвратился в Руан и продолжил писать собор в различное время суток, времени года и освещения, с различных точек зрения, стараясь запечатлеть мимолётные состояния воздуха и неуловимые полутона цвета.

Чем привлёк художника этот собор?

Руанский собор (современный вид)

Руанский собор является символом Франции. Это готический католический собор, построенный в 1145-1506 гг. С 1876 по 1880 г. Руанский собор был самым высоким зданием мира (151 м), но затем уступил этот титул Кёльнскому собору.

После пожара 1200 г. собор 30 лет реконструировался и в результате был восстановлен в стиле готики. Главный фасад отстраивался в течение нескольких веков. 400 лет здание перестраивалось и укреплялось, стилистическое единство было нарушено, но, тем не менее, собор выглядел очень живописно. Моне был очарован им. Но его не очень привлекали архитектурные особенности этого грандиозного сооружения, больше всего его интересовали цветовые рефлексы на камне при разных углах преломления солнечных лучей. Здание как бы полностью растворялось в свето-воздушной среде, свойственной определенному времени суток: на рассвете оно окутано влажными парами воздуха, на закате озарено теплыми розовыми лучами, колебания яркого полуденного света придают ему мощь.

К. Моне «Руанский собор, фасад (эффект утра)» (1892-1894). Музей Фолькванг (Эссен, Германия)

В ветреную погоду поверхность камня кажется рябой, а в солнечные дни – тёмно-серой.

Серия картин К. Моне

Серия, посвященная Руанскому собору, состоит из 30 картин, выполненных в одном формате. Этот цикл занимает важное место в творчестве Моне, художник работал над ним систематически, с особой тщательностью; каждые полчаса он пытался запечатлеть мимолетные состояния воздуха и цвета. Художник не всегда был доволен своей работой, поэтому многие полотна цикла были им уничтожены. Переутомление работой сказывалось и на его здоровье, в одном из писем жене он рассказывал: «Ночью меня одолевали кошмары, собор словно обрушивался на меня, сбивая с ног. Он был то голубой, то красный, то желтый».

В серии картин Руанского собора главным элементом является свет, который зажигает краски и отражается от каменной поверхности. Художник не использует нейтральные тона для передачи тени, они написаны яркими красками. Атмосферные эффекты переносятся на холст, свет словно приоткрывает нематериальную природу предметов, каждое мгновенье облик природы преображается.

К. Моне «Руанский собор, портал и башня, эффект утра; белая гармония» (1892-1893). Музей Орсе (Париж)

Моне обычно начинал работать ранним утром, когда солнце всходило за собором, и его лучи падали на здание сзади, высвечивая контуры башен и шпилей.

К. Моне «Руанский собор, Восточный фасад в солнце» (1892). Национальная галерея искусства (Вашингтон)

В полдень, когда солнце находилось в зените, все здание озарялось ослепительным солнечным светом, в тени оставались лишь порталы, заслоненные фасадом.

Во второй половине дня, ближе к вечеру, тени близлежащих домов окрашивали фасад в различные оттенки синего.

К. Моне «Руанский собор, Фасад и башня Альбане. Серая погода» (1894). Музей изящных искусств (Руан)

Художественный критик и друг Моне Жорж Клемансо так описывал свои впечатления от серии «соборов»: «Сначала серая серия – огромная серая масса, которая постепенно все больше и больше светлеет; затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей своей кульминации в сполохах радужной серии; и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение».

К. Моне «Собор в Руане в солнце» (1894). Музей Орсе (Париж, Франция)

Десятки раз повторяя мотив, преображающийся в лучах света в различное время дня, Моне изменил общепринятое представление о картине как о законченном самодостаточном произведении. Клемансо писал: «Художник сознательно создает 20 картин на один мотив, словно желая убедить нас в том, что можно и даже нужно создавать десятки, сотни и даже тысячи работ, отражая каждое мгновенье жизни, каждое биение сердца. Невооруженным глазом видно, что облик собора постоянно преображается в лучах света. Даже внимательный взгляд стороннего наблюдателя способен уловить эти перемены, заметить едва уловимые колебания. Чего уж говорить о живописце, глаз которого куда более совершенен. Моне, будучи художником, опережающим своё время, учит нас воспринимать зрительные образы и более утончённо видеть мир».

Серия «соборов» была закончена 14 апреля 1893 г., заключительную работы Моне выполнил уже в своей домашней мастерской. 10 мая 1895 г. 20 картин из этого цикла были выставлены в парижской галерее Дюран-Рюэля. Выставка имела огромный успех.

К. Моне «Портал и башня в утреннем свете, Гармония голубого» (1893). Музей Орсе (Париж)

Теги: , , ,

Комментарии закрыты.