Вы находитесь здесь: Главная > Русские художники > И. Хруцкий: картины

И. Хруцкий: картины

Иван Фомич Хруцкий

Иван Фомич Хруцкий

Иван Фомич (Трофимович) Хруцкий (27 января 1810 — 13 января 1885) — белорусский и российский художник, живописец. Известен своими натюрмортами и групповыми портретами.
С 1827 по 1829 год в Санкт – Петербурге И. Хруцкий берет уроки у английского живописца Дж. Доу. Он был вольноприходящим учеником в Императорской Академии художеств. В 1830 году поступает в Академию Художеств. Здесь ему приподают такие мастера, как К. П. Брюллов, А. Г. Варнек, Ф. А. Бруни, М. Н. Воробьёв.

В историю искусства Иван Фомич вошёл своими натюрмортами. Ивана Хруцкого называли «мастером живописи плодов и овощей».

«Натюрморт с птичкой», 1832 г.

И. Хруцкий «Натюрморт с птичкой», 1832 г.

Первыми работами художника считаются «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой», написанные им в 1832 году. Главным направлением в творчестве художника становятся работы над натюрмортами, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов». За это время он создает картины  «Плоды и птичка» (1833); «Фрукты» (1834); «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном», которые отличались простотой композиции.

Вскоре И. Ф. Хруцкий придает своим натюрмортам сложную композицию, состоящую из множества разнообразных овощей, плодов и цветов: «Натюрморт со свечой», «Цветы и плоды», «Плоды, фрукты, битая дичь», «Цветы и фрукты».

Изюминкой натюрмортов художника считается то, что И. Хруцкий не писал свои натюрморты с натуры, а придумывал их. Именно этим объясняется наличие многих плодов и цветов на одной картине. На натюрморте можно встретить спелые персики, созревшие груши, виноград и ярко-желтые лимоны. Все эти плоды созревают в разное время, поэтому они не могут одновременно присутствовать на одном и том же натюрморте. Это же касается и цветов.

Благодаря сказочности натюрмортов, Хруцкий завоевал успех в Петербурге. Полотна живописца пользовались большим спросом. Многие хотели иметь в качестве украшения эти картины у себя дома.

«Цветы и плоды», 1836 г.

И. Хруцкий «Цветы и плоды», 1836 г.

И. Хруцкий удостоился большой серебряной медали Академическим советом за картину «Цветы и плоды» в 1836 году. Ему присвоили звание свободного художника «во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи».

В композиции картины «Цветы и плоды» художник выделяет роскошный букет цветов, состоящий из крупнолепестковых пионов, тюльпанов, роз, гиацинтов, стеблей и колосков злаков, ирисов. Цветы с вазой заполняют всю центральную часть холста, почти достигая его верхнего края. И. Хруцкий заботливо объединяет вокруг букета цветов фрукты, ягоды и плоды, наполняя ими корзину.

Рядом стоит стакан, наполненный до половины водой с опущенным в него ломтиком лимона, подчеркивая при этом прозрачную плотность керамического изделия. Долька лимона у края столешницы вносит необходимое оживление и усиливает ощущение присутствия человека.

«Семейный портрет», 1854 г.

И. Хруцкий «Семейный портрет», 1854 г.

После смерти отца Иван Хруцкий  решает переехать в Захарничи, там он заинтересовался написанием портретов. На портретах художника можно встретить выдуманные персонажи. Но бывало, что реальные люди изображались в выдуманной обстановке и в придуманных художником одеждах.

Самой знаменитой картиной того периода становится «Семейный портрет».

Здесь была изображена молодая женщина и ее трое детей. Гуляют они в парке. Женщина присела на скамейку, а дети с книгами примостились рядом. Живописец выбрал для матери и детей очень изящные позы, сам придумал сюжет и наполнил картину каким-то необычайным спокойствием и любовью. В колористическом отношении это хорошо сгармонированная работа, решённая в сдержанных, приглушённых тонах.

Натюрморт. 1830 г.

И. Хруцкий Натюрморт. 1830 г.

Часто пейзаж служил фоном в портретах и жанровых полуфигурах художника. Так, в наиболее значительной его работе 1830-х годов — «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838) — молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решённый в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань романтизму.

По заказам литовского митрополита Иосифа Семашко художник выполнил большое количество работ с 1845 по 1855 годы. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851); для архиерейского дома в Вильно — 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Для городской и загородной резиденций митрополита Иван Фомич исполнял виды Вильно и его окрестностей, натюрморты и интерьеры, копии с картин европейских мастеров.

Ещё одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров — своеобразным жанром «в комнатах»: «Мастерская художника» (без года), «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (1854), «В комнате» (1854), «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи» (1855).

Теги: , , ,

Комментарии закрыты.