Вы находитесь здесь: Главная > Русские художники > Великий маринист (К 200-летию со дня рождения И.К. Айвазовского)

Великий маринист (К 200-летию со дня рождения И.К. Айвазовского)

И. К. Айвазовский, И. Е. Репин «Прощание Пушкина с морем»

В сознании многих поколений людей И.К. Айвазовский был и остаётся певцом моря. Никто не изображал море так поэтично и вдохновенно, как Айвазовский. В своих многочисленных маринах он показал нам море в его беспредельной дали, в колдовстве лунных ночей, в грозном неистовстве бурь, в светозарных восходах и заходах… Более 6 тыс. картин у этого художника, и большинство из них – морские пейзажи. Большинство, но не все. Иногда ошибочно утверждают, что Айвазовский писал только море. Это не так. Писал он картины и на другие сюжеты и даже портреты.

Вот сегодня мы и поговорим с вами об этом художнике, о его картинах, о его делах и поступках, которые были не менее замечательными, чем его художественные полотна.

Из биографии И.К Айвазовского

И. Айвазовский. Автопортрет 1874 г.

Если говорить сухим языком биографов, то рассказ получится примерно таким. Родился в армянской купеческой семье, потомки которой перебрались в Феодосию (Крым) ещё в XVIII в. В семье было 2 сына и 3 дочери. Иван Айвазовский (Ованес) был старшим. Художественные и музыкальные способности проявились у него в раннем детстве. Он самостоятельно научился играть на скрипке.

А если рассказывать о художнике с житейской точки зрения, то это будет так.

Когда художник был еще маленьким мальчиком, больше всего он любил рисовать. Бумаги и карандашей у него не было, поэтому он рисовал углем на белых стенах крымских домов. Эти рисунки заметил феодосийский градоначальник Казначеев (теперь бы мы сказали: мэр города). С его помощью мальчика отправили учиться в Петербургскую Академию художеств. После ее окончания молодой художник Айвазовский решил навсегда поселиться в Феодосии. Он построил на берегу моря дом, в котором жил и писал картины и который потом завещал родному городу в качестве музея.

Вот здесь хочется сказать об Айвазовском как о меценате.

Айвазовский-меценат

Меценат – это человек, который добровольно и безвозмездно оказывает материальную помощь из личных средств для развития науки и искусства.  За свою долгую жизнь Иван Константинович Айвазовский много сделал для своего родного города Феодосии.

В Феодосии не было железной дороги и морского порта. Они были построены благодаря усилиям Айвазовского. В 1892 г. была открыта железнодорожная линия Феодосия-Джанкой.

Железнодорожный вокзал станции Феодосия

В городе не хватало питьевой воды, и Айвазовский подарил горожанам воду из источника своего загородного имения.

Фонтан Айвазовского

Благодаря Ивану Константиновичу в Феодосии были открыты Музей древностей, библиотека и художественная школа.

Здание Феодосийского краеведческого музея (Музей древностей)

После смерти художника его дом и все картины в нём были подарены городу – так в Феодосии появилась своя картинная галерея.

Картинная галерея Ивана Айвазовского в Феодосии

А вот фонтан «Доброму гению» открыли в Феодосии в 2004 г. уже в память о выдающемся художнике Иване Константиновиче Айвазовском, который много сделал для своего родного города.

Фонтан «Доброму гению»

Путешествия И. Айвазовского

За хорошую учёбу в Петербургской Академии художеств Айвазовский был поощрён поездкой за границу. Он посетил Италию (Венецию, Флоренцию, Сорренто), Францию, Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию, Испанию и др. страны. Но это было не просто путешествие, а продолжение учёбы: изучение различных художественных школ, знакомство с художниками других стран.

Айвазовский-баталист

Батальная живопись – (от фр. bataille – битва) – жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.

В 1844 г. Айвазовский становится живописцем Главного морского штаба России и с глубоким интересом и патриотическим чувством обращается к теме воинской славы и героизма русских моряков. Он был знаком и дружил с русскими адмиралами Нахимовым, Лазаревым, Корниловым. Его картины можно считать летописью подвигов русского военно-морского флота.

И. Айвазовский «Наваринский бой»

Он изобразил Наваринский бой – бой во время Русско-турецкой войны 1768-1774 гг., завершившийся взятием русскими силами Первой архипелагской экспедиции турецкой крепости Наварин.

И. Айвазовский «Чесменский бой»

Чесменский бой – картина посвящена исторической победе русского военного флота над турецким в Чесменском бою 25-26 июня 1770 г.

И. Айвазовский «Синопский бой»

Синопский бой – разгром турецкой эскадры русским Черноморским флотом в ноябре 1853 г. под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова.

Две картины Айвазовский посвятил подвигу брига Меркурий.

И. Айвазовский «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями»

В мае 1829 г., во время Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями, чем увековечил своё имя и за что был награждён кормовым Георгиевским флагом.

Много интересных картин посвящено обороне Севастополя (1854-1855 гг.). Севастополь был главной базой Черноморского флота в Крымской войне. Айвазовский находился там, организовал в Севастополе выставку своих батальных картин и отказывался покинуть осаждённый Севастополь. Только после официального приказа Корнилова и долгих уговоров Айвазовский уезжает из города. Спустя почти 40 лет после окончания Крымской войны Айвазовский пишет картину «Малахов курган» — дань памяти героям обороны Севастополя. Картина изображает двух уже немолодых участников той войны, склонившихся у мемориального креста на месте, где был смертельно ранен вице-адмирал Корнилов.

И. Айвазовский «Малахов курган»

С 1847 г Айвазовский становится профессором Петербургской Академии художеств. Он был также членом европейских академий: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

Морские пейзажи Айвазовского

Самым известным морским пейзажем Айвазовского является картина «Девятый вал» (1850). Она хранится в Русском музее в Петербурге.

И. Айвазовский «Девятый вал»

Художник изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них (девятый вал) вот-вот обрушится на людей, которые пытаются спастись на обломках мачты. Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией.

Но что-то подсказывает, что люди будут спасены – всходящее из-за туч солнце, тёплые краски на полотне, которые обнадёживают. Люди ждут спасения – и не напрасно, ведь кто-то их видит в этой, казалось бы, непроглядной морской стихии; кому-то ведь они машут красным флажком? Возможно, где-то поблизости проплывает корабль?

Кроме данной картины, известны многие другие морские пейзажи художника: «Море», «Радуга», «Черное море» и др.

И. Айвазовский «Чёрное море»

Море изображено тёмными красками. Оно начинает штормить, а вдали на горизонте показался корабль. Ничего особенного в этой картине нет. Но передано чувство приближающегося ненастья, и цвет волн изображён реалистически точно.

И. Айвазовский «Радуга»

На этой картине также изображено бушующее море с гибнущим кораблем у скалистого берега. Сюжет изображён так, как будто художник сам побывал среди стихии.

Ветер срывает водяную пыль с гребней бушующих волн. Сквозь вихрь едва заметны очерки скалистого берега и силуэта тонущего корабля. Мачты его целы, паруса не спущены, возможно причиной крушения стала вовсе не буря, а подводный риф. Корабль постепенно спускается на дно.
Моряки пытаются спастись на шлюпках, скользящих по воде. Люди измучены борьбой со стихией.

Но вдруг на небе появляется радуга, обещающая спасение. Она как мираж, то исчезает, то мерцает – чарующая, призрачная. Волны утихают и уже не несут особой опасности.

Передний план картины отличается от дальнего не только эмоциональным настроением, но и цветом. Напряжение постепенно сменяется спокойными и светлыми оттенками голубых, зелёных, лиловых тонов.

Море изображено Айвазовским в различных ракурсах, в любую погоду, в любое время года и кажется, что он не уходил с побережья никогда. На самом деле, он не работал на природе, но просто наблюдал море всегда, с самого раннего детства, а потом шёл в мастерскую и создавал свои знаменитые полотна. Но всё же более половины его работ – виды штормового моря. Изображая разбушевавшуюся стихию, художник изображал и борющихся с этой стихией, помогающих друг другу людей. Человек не сдаётся, человек победит – в этом девизе художника отразился его глубочайший оптимизм и вера в человека.

Другие пейзажные работы Айвазовского

Мы уже говорили с вами о том, что морская тема – не единственная в творчестве художника. У него много и сухопутных пейзажей. Давайте рассмотрим их.

И. Айвазовский «Зимний пейзаж»

И. Айвазовский «Зимняя сцена в Малороссии»

И. Айвазовский «Чумаки в Малороссии»

Чумаки (возчики, виноторговцы, солеторговцы) – так называли на Юге России перевозчиков и торговцев, которые занимались доставкой товаров: соли, рыбы и т.д.

И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой Елены»

А вот интересная картина Айвазовского «Наполеон на острове Святой Елены» (1897).

В 1897 г. исполнялось 85 лет бесславному походу Наполеона на Россию. Наполеон в эти годы в умах и сердцах интеллигенции был уже романтическим героем. Он сам создал этот образ в сознании современников, когда добровольно сдался англичанам и был сослан на неприступный и малопригодный для жилья остров Св. Елены в Атлантическом океане. Этот остров и сейчас труднодоступен – туда можно добраться только на корабле.
1 января 1817 г бывший император сделал следующую запись в своем дневнике: «Венец мученика – единственная вещь, не хватающая моей известности. Я носил императорскую корону Франции, железную корону Италии; Англия же дала мне теперь, – еще больший и еще более великолепный, изношенный нашим Спасителем, – терновый венец».

Наполеон изображён на картине едва заметной фигуркой на фоне моря, но в очертаниях этой фигурки ясно вырисовывается образ Наполеона со скрещёнными на груди руками.

Другие темы в творчестве Айвазовского

Айвазовский также писал картины на темы из армянской истории и на библейские темы. Художник расписал фресками феодосийскую церковь Сурб-Саркис (церковь святого Сергия), где он был когда-то крещён и впоследствии похоронен. Фрески, к сожалению, не сохранились.

Но мы покажем вам одну картину на библейский сюжет – «Хождение по водам».

И. Айвазовский «Хождение по водам»

В Евангелии говорится о том, что, когда ученики Христа (апостолы) отплыли на другой берег моря, Христос оставался с людьми и беседовал с ними до глубокой ночи, потом взошёл на гору и молился. А затем отправился прямо по воде догонять своих учеников. Они, увидев идущего по воде Христа, испугались, приняв Его за привидение. И тогда Он сказал им: «Не бойтесь, это Я». Петр сказал Ему: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде».

Он же сказал: «Иди». И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: «Господи! спаси меня».

Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: «Маловерный! Зачем ты усомнился?»

И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

Именно этот сюжет изображён на картине.

Ещё об одной теме картин Айвазовского хотелось бы вам рассказать.

Айвазовский и Пушкин

Считается, что Айвазовский в живописи равен Пушкину в поэзии. Возможно, это действительно так.

Поэт и художник были современниками и знали друг друга, хотя знакомство их было недолгим из-за смерти Пушкина.

Когда Айвазовский учился в Академии художеств в Петербурге, профессор Воробьев обучал академистов живописи с большим знанием дела, заботился о каждом из них, как о родном сыне. Юноши любили собираться в мастерской Воробьева по вечерам на беседы и чтения. Один из таких сборов был посвящен чтению недавно вышедшего романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главы его читали по очереди вслух.

В сентябре 1836 г. на осенней выставке Академии художеств Айвазовского познакомили с поэтом, А.С. Пушкин очень хорошо отозвался о его работах и пожелал начинающему художнику творческих удач.

«С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», – вспоминал Айвазовский. Спустя год Пушкин погиб на дуэли.

Но многие его стихи глубоко волновали Айвазовского на протяжении всей жизни. Особенно был близок, понятен и дорог художнику поэтический образ Крыма – этого волшебного края, который воспел поэт в своих бессмертных строках.

В последние годы жизни художник создал целый цикл работ, на которых были помещены изображения Пушкина (6 картин). Но сам Айвазовский не был удовлетворен ими: он хорошо знал ограниченные свои возможности в написании портретов.

И. К. Айвазовский, И. Е. Репин «Прощание Пушкина с морем». 1877. Всероссийский музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург)

Большая часть этих произведений по существу и не являлась портретами в общепринятом понимании. Фигура Пушкина служила как бы дополнением к пейзажу, кроме одной, написанной совместно с И.Е. Репиным картины «Прощание А.С. Пушкина с Черным морем». На ней мы видим поэта, стоящего на скалистом берегу. Сняв шляпу, он обращается в последний раз к любимому морю:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красотой!

Вся свободная и непреклонная натура поэта была похожа на свободное море. Пушкин и море на этой картине неразделимы.

А вот другая картина художника: «А.С. Пушкин на берегу Чёрного моря».

И. К. Айвазовский «А. С. Пушкин на берегу Чёрного моря» (1887). Художественный музей им. В. В. Верещагина (Николаев)

Художник прожил долгую жизнь, его картины одинаково хорошо знают и русские, и англичане, и французы, и голландцы. Любая его картина по праву считается украшением любой коллекции.

Умер Айвазовский на 83-м году жизни в Феодосии, оставив своему любимому городу свою картинную галерею: в ней выставлено более 400 картин художника.

И.К. Айвазовский говорил: «Для меня жить – значит работать». Написав первую картину в 18 лет, он не оставлял кисти на протяжении десятилетий – к 1900 г. им было создано более 6 тысяч картин и графических рисунков. И даже в день смерти он работал – осталось незавершённым его последнее полотно «Взрыв корабля».

Теги: , , , , , ,

Комментарии закрыты.