Вы находитесь здесь: Главная > Русские художники > В. Васнецов: картины

В. Васнецов: картины

В.М.Васнецов. "С квартиры на квартиру"

В.М.Васнецов "С квартиры на квартиру"

Кто из великих русских художников более велик и известен, можно выяснять бесконечно. Но кто из них самый сказочный и любимый даже детьми, спорить не придется – это Виктор Михайлович Васнецов.

Начав учиться живописи у Андриоли, юный Васнецов помогает мастеру расписывать Вятский собор. Эта работа так его захватила, что он, не окончив духовной семинарии, о чем мечтал его отец, поступает в Академию Художеств. Там он знакомиться с Ильей Репиным и некоторыми из художников-передвижников. Под их влиянием начинает писать картины социальной направленности: «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру». На них изображены типичные представители бедноты: давно не чиненые армяки, стоптанные лапти.

В.М.Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами»

В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»

Картина «С квартиры на квартиру» сравнивалась по эмоциональности написания с творчеством Ф.М.Достоевского. Казалось бы, типичная картина: дряхлые муж и жена с нехитрыми пожитками перебираются из одной трущобы в другую. Все их вещи поместились в один небольшой тюк. Они сгорбились не только от промозглого ветра, но и от безысходности, которая навалилась на них. А за их спинами величаво возвышается шпиль Петропавловской крепости, на фоне которого они выглядят еще более жалкими и потерянными.

Васнецова считали превосходным жанристом, он мог настолько точно предать характер изображаемых им людей, что без лишних слов становится понятен не только их социальный статус, но и внутренний мир. Так было с картиной «Преферанс». С первого взгляда понятно, кто из игроков безнадежно проигрывает, залез в долги, а кому удалось сегодня сорвать банк (судя по всему, не совсем честной игрой). Несмотря на то, что критики и общественность благосклонно отнеслись к творчеству художника, картиной «Преферанс» Васнецов закончил жанровую живопись.

В.М.Васнецов. "Богатыри"

В.М.Васнецов "Богатыри"

В 1880 году на выставке коллег-передвижников Виктор Васнецов выставляет картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». Сразу же в газетах появились недоброжелательные отзывы, картина была названа мрачной, «воспевающей трупы». Лишь друзья и некоторые из критиков оценили картину как «самобытную, наполненную русским духом». Так же считал и меценат С.И.Мамонтов, который предложил Васнецову написать картины для украшения зала заседаний Донецкой железной дороги. Васнецов с радостью соглашается, и темой своих полотен выбирает русские сказки и былины. «Ковер‑самолет», «Битва славян со скифами», «Три царевны подземного царства» – эти три панно становятся первыми в новом направлении творчества художника. Сказки, мифы, легенды и былины завладевают кистью Васнецова.

В.М.Васнецов. "Аленушка"

В.М.Васнецов "Аленушка"

В 1881 году В.М.Васнецов пишет картину «Аленушка». Она считается самой поэтичной не только в творчестве художника-сказочника, но и во всей русской живописи. Печальная девочка олицетворяет собой сиротскую долю, все тяготы, связанные с ней. Но она грустит не одна: к ней, сочувствуя ее горю, склонились осока и березка. И даже речка замедлила свое течение, проникшись нелегкой судьбой сироты.

Позже было написано полотно «Богатыри». Вот где русского духа в избытке! От картины просто веет мощью Руси, ведь рубежи ее охраняют чудо-богатыри, которые и близко не подпустят неприятеля. Эта картина открыла первую персональную выставку В.М.Васнецова, которая состоялась в 1899 году. Критики были очарованы и «Богатырями», и «Иваном-Царевичем на Сером Волке», и «Встречей Олега с волхвом». Никому из них в голову не приходит называть полотна мрачными и унылыми, каждая из них удостаивается лишь превосходных эпитетов. После такой реакции у художника появляется огромное количество подражателей: русская былинная тема становится очень популярной.

В.М.Васнецов. "Спящая царевна"

В.М.Васнецов "Спящая царевна"

Революция 1917 года была воспринята Васнецовым спокойно, без надрыва, он считал ее «волей народа». На его творчестве изменение строя в стране не повлияло: он по-прежнему занимается любимым делом. Васнецов иллюстрирует сказки А.С.Пушкина, рисует картины «Змей Горыныч»,«Спящая царевна», «Кощей Бессмертный», «Царевна-лягушка», «Бой Ивана-царевича со змием».

По некоторым данным, новая власть предлагала Виктору Михайловичу сменить направление творчества, занявшись воспеванием «революционного рабочего класса», но художник отказался, сославшись на преклонный возраст. До последних дней он остался верен сказочной теме.

Теги: , , , , ,

Комментарии закрыты.