Вы находитесь здесь: Главная > Виды и жанры живописи, Русские художники, Шедевры русской живописи > И.И. Шишкин – мастер русского пейзажа

И.И. Шишкин – мастер русского пейзажа

И. Шишкин "Утро в сосновом лесу"

Картины художника Шишкина очень известны. Репродукции их можно увидеть в школьных учебниках, художественных календарях, на стенах квартир в рамочках…

Правда, не все при этом могут назвать фамилию автора картины, и это печально, потому что Иван Иванович Шишкин – один из самых известных русских пейзажистов.

Надеемся, что всем понятно слово «пейзажист». Это художник, темой творчества которого в основном является пейзаж – изображение живой природы.

Самая знаменитая картина Шишкина – «Утро в сосновом лесу».

И. Шишкин "Утро в сосновом лесу"

Эта картина настолько известна, что её в несколько изменённом виде поместили даже на фантик конфеты «Мишка косолапый» кондитерской фабрики «Красный Октябрь».

Конфета "Мишка косолапый"

«Мишка косолапый» – это визитная карточка не только советской кондитерской промышленности, но и гордость царской России – конфеты начали выпускать ещё до Октябрьской революции 1917 г.

Но вернёмся к картине. «Утро в сосновом лесу» постоянно экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Это довольно большая по размеру картина: 139 × 213 см. Интересно, что медведей написал другой художник – Константин Савицкий, он даже надписал на картине своё имя. Но известный собиратель русской живописи и основатель галереи Павел Михайлович Третьяков, купивший эту картину, стёр фамилию Савицкого, и с тех пор автором картины считается только Шишкин. Третьяков считал, что «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

На картине изображено раннее утро в лесу – солнечный свет пробивается сквозь колонны высоких деревьев. Картина очень хорошо передаёт ощущение раннего утра, мощь вековых деревьев, а оживляют пейзаж медвежата, которые резвятся около поломанного дерева. За ними наблюдает медведица. Если вы когда-нибудь в зоопарке видели играющих медвежат, то согласитесь, что поведение медвежат передано очень точно.

Давайте теперь познакомимся с некоторыми моментами биографии художника, чтобы лучше понять именно эту пейзажную направленность его творчества.

Из биографии художника

Иван Крамской. Портрет И. И. Шишкина (1873). Третьяковская галерея

Иван Шишкин родился в г. Елабуге в 1832 г. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина.

Мемориальный Дом-музей Шишкина в Елабуге

Он никогда не забывал свой родной город, часто бывал здесь. Многие его картины, в том числе самые известные, написаны по мотивам окрестностей Елабуги, здесь же, в его доме-музее, хранится часть его картин, а на улице Набережной ему установлен памятник.

Памятник И. Шишкину в Елабуге

Учился Иван Иванович Шишкин в Казанской гимназии, но дошёл до 5 класса и оставил её, поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив училище, поступил в Академию художеств в Петербурге. Но был недоволен качеством преподавания в Академии. И здесь надо немного отвлечься.

Недоволен был не только Шишкин. 14 самых выдающихся учеников Академии во главе с Иваном Крамским в знак протеста покинули Академию. Это событие вошло в историю как «бунт четырнадцати». Что же не устраивало художников в Академии?

Дело в том, что в России в начале 60-х годов XIX в. началась эпоха Великих реформ Александра II – было отменено крепостное право, проведены другие реформы, молодёжь того времени жаждала изменений: «Мы ждём перемен», как пел Виктор Цой. А в Академии их по-прежнему учили писать картины на чуждые им темы, далёкие от реальной жизни – скандинавская мифология, библейские сюжеты и т.д. Не разрешалось писать картины на собственный сюжет. Многие из них хотели изображать милую их сердцу русскую природу, а не вымышленные пейзажи из прошлого.

И тогда вышедшие из Академии художники организовали Товарищество передвижных художников, потом их стали называть просто Передвижниками. Они писали картины на те темы, которые их больше всего волновали в данный момент, и выставки своих картин перевозили (передвигали) по различным городам. Поэтому так называлось это общество – Передвижники. Шишкин не входил в число первых 14 «бунтовщиков», но позже к ним стали присоединяться и другие художники, которые мыслили так же. Присоединился к ним и Шишкин.

Передвижники. В первом ряду (стоят) в центре - И. Шишкин

Но постепенно и в Академии начали вводить новшества, преподавание стало изменяться. Работы Шишкина оценили достаточно высоко: в 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и в 1860 году — большую золотую медаль за два вида местности на Валааме.

Валаам – остров в северной части Ладожского озера в Карелии, популярное туристическое направление. Там очень красивая суровая природа, которая вдохновляла известнейших гениев творчества и науки: художники И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, писатели и поэты Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев, А. Н. Апухтин, композиторы П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, учёные Н. Н. Миклухо-Маклай, Д. И. Менделеев и множество других побывали здесь. В XIX в. во время своего путешествия по России остров посетил даже Александр Дюма-отец.

И. Шишкин «Вид на острове Валааме»

За успехи в обучении Шишкин был отправлен в поездку по Европе для ознакомления с творчеством европейских художников. Он побывал в Германии, Швейцарии, но затем затосковал по родине и вернулся в Петербург.

Картины и рисунки Шишкина столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много времени. Поэтому мы рассмотрим только некоторые его работы.

Больше всего его работ находится в Третьяковской галерее.

Картины И.И. Шишкина

И. Шишкин "Рожь"

Картина «Рожь» создана на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 г. вместе с дочерью. Приобретена Третьяковым в 1878 г.

На заднем плане картины могучая сосна. Вообще, сосна – символ всего творчества художника. Он был влюблен в русский лес и всегда выписывал сосну нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем — очистительным и благодатным. Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, засохшая сосна – это эхо недавних переживаний автора, потерявшего в течение короткого времени отца, любимую жену и двоих сыновей…

Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.

И. Шишкин "На севере диком..."

А вот картину «На севере диком…» Шишкин написал для собрания сочинений Лермонтова.

К 50-летию со дня смерти М.Ю. Лермонтова было подготовлено богато иллюстрированное собрание сочинений поэта. В подготовке издания приняли участие известные художники Врубель, Серов, Васнецов, Поленов, а также Шишкин.

Михаил Лермонтов

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Стихотворение Лермонтова было написано в 1841 г. Оно является переводом стихотворения великого немецкого поэта Гейне «Сосна». Но лермонтовское стихотворение образнее, эмоциональнее, проникновеннее. Поэту удалось передать мысль об одиночестве, трагизме человеческой разобщённости, а не только горечь неразделённой любви, как в стихотворении Г. Гейне.
На скале, среди снега и тьмы одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам она растёт там, где ничто расти не может. Кажется, нет такой силы, которая может её свалить, обломать, согнуть.
С достоинством возвышается могучее гордое дерево и тяжёлый, сверкающий снег прогибает нижние ветки почти до земли.
Кажется, что сосна смотрит на луну. Она освещает мрачное ущелье, безбрежные дали, облака, серебрит снег на сосне и вокруг.
Снег не чисто белый. Мастерство художника проявилось в изображении множества оттенков снега. А на макушке сосны снег схож с облаками, и они будто беседуют между собой. Полное замороженное безмолвие. Лишь одинокая сосна- «мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире.

Рассмотрим другу картину художника.

И. Шишкин «Корабельная роща»

И снова любимые Шишкиным сосны… Это тоже одна из самых известных его картин.

Сделаем небольшое отступление.

Редкая популярность Ивана Шишкина у современников и особенно у последующих поколений имела и свою оборотную сторону. Многочисленные копии его картин вывешивались обычно в провинциальных привокзальных залах ожидания и столовых, воспроизводились на конфетных обертках. Всё это, конечно, способствовало его широкой известности. Но истинное значение его пейзажей от этого порой теряло свою свежесть и становилось банальным. К этим картинам глаз привыкал и уже не искал в них чего-то особенного. От этого пронзительная любовь художника к русской природе уходила в тень. А на самом деле Шишкин не облагораживал природу на своих картинах, а показывал её такой, какой видел. Ведь даже сейчас, когда наступила эпоха фотографии, написанный от руки пейзаж волнует больше, потому что фотография бесстрастна, она сохраняет отдельный миг, а в картине художника всегда – его душа, его мысли, его чувства. Но у Шишкина его голос всегда совпадал с голосом природы. Природа может облагородить человека и непосредственно, и в воспроизведении ее искусством. Шишкин умел изображать национальные черты русского пейзажа.

Вот и эта картина. Со всех сторон обступают нас богатырские сосны и ели с причудливо изгибающимися ветвями. Он изображает лесную жизнь в полном её разнообразии: вот вылезают из-под земли корни, вот огромные камни-валуны, вот обросшие мхом и опятами пни, вот кусты и обломанные сучья, трава и папоротники. Все это до мельчайших подробностей изучено, облюбовано и написано И. Шишкиным, половину жизни проведшего в лесу и даже внешностью своей напоминавшего старика-лесовика.

И. Крамской. Портрет Ивана Шишкина (1880)

И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало». Крамской, конечно, в этом высказывании слишком категоричен, но не очень погрешил против истины. Величественная русская природа, служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. И только на пейзажах Шишкина она заговорила множеством оттенков и звуков. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальность. Картина «Корабельная роща» считается одной из вершин творчества художника.

На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с могучей стеной густого хвойного бора. Опушка его купается в лучах летнего солнца. Впечатление от картины у зрителя создается такое, будто он наяву вдыхает терпкий запах нагретого солнцем соснового бора.

Казалось, в этой картине нет особенно ярких красок. Нет в картине и разнообразия растительных форм… А между тем картина сразу покоряет величавой своей красотой, силой и крепостью.

И. Шишкин «Сосновый бор»

Это полотно как будто напоминает другую его картину – «Сосновый бор», но разница между ними довольно значительна. Деревья в «Сосновом бору» изображались целиком, с небом над ними, а в «Корабельной роще» деревья надвинулись на зрителя и заняли весь холст. «Корабельная роща» была написана художником под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги», и этим полотном Иван Шишкин завершил свой творческий путь.

Он умер скоропостижно в Петербурге в марте 1898 г., сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 г. прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Могила Шишкина

А теперь давайте просто рассмотрим некоторые его картины:

И. Шишкин «Сторожка в лесу» (1870)

И. Шишкин «Берёзовый лес» (1871)

И. Шишкин «Лесные дали» (1884)

И. Шишкин «Среди долины ровныя ...» (1883)

И. Шишкин «Лесное кладбище» (1893)

И. Шишкин «У берегов Финского залива» (1888)

И. Шишкин «Камни в лесу. Валаам» (1860)

Теги: , , , , , , , ,

Комментарии закрыты.