Вы находитесь здесь: Главная > Виды и жанры живописи > Виды живописи

Виды живописи

Мозаика "Улитка"

Виды живописи отличаются своим предназначением. Различают несколько видов живописи.

Станковая живопись

Это самый популярный и известный вид живописи. Она выполняется на станке (мольберте), поэтому и называется станковой. В качестве основы чаще всего используется холст, натянутый на подрамник. Но можно использовать дерево, картон, бумагу.

Станковая картина – самостоятельное произведение, выполненное в определённом жанре.

Чаще всего в станковой живописи используют масляные краски. Масляными красками можно работать на холсте, дереве, картоне, бумаге, металле.

И. Крамской «Неизвестная» (1883). Холст, масло

Но живописную картину можно создать также при помощи темперы, гуаши, пастели, акварели.

Акварель (фр. Aquarelle – водянистая; итал. acquarello) – живописная  техника, использующая специальные акварельные краски. При растворении в воде они образуют прозрачную взвесь тонкого пигмента, за счёт этого создаётся эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.

И. Левитан «Туман. Осень» (1899), акварель

Гуашь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) – вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.

Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвета несколько выбеливаются (высветляются), что должен учитывать художник в процессе рисования. С помощью гуашевых красок можно перекрывать темные тона светлыми.

Работа в технике гуашь

Пастель (от лат. pasta – тесто) – художественные материалы, применяемые в графике и живописи. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением. Пастель бывает трёх типов: «сухая», масляная и восковая.

Рисование в технике пастель

Темпера (итал. tempera, от латинского temperare – смешивать краски) – водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служит разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо.

Темперные краски – одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV-XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи. Их используют уже более 3 тысяч лет. Знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей до конца XVII в.

Лоджии Рафаэля в Эрмитаже (1780-е гг.). Роспись темперой на холсте. Копии фресок Рафаэля из Ватиканского дворца. Созданы по заказу Екатерины II под руководством Кристофа Унтербергера. «Иаков встречает Рахиль»

Энкаустика (от др.-греч. ἐγκαυστική – искусство выжигания) – техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла в Древней Греции.

Mартина Лоос «Ангел». Техника энкаустика

Монументальная живопись

Монументальная живопись – живопись на архитектурных сооружениях или других основаниях. Монументальная живопись известна ещё со времён палеолита, её многочисленные образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру. Основные техники монументальной живописи – фреска, а секко, мозаика, витраж.

Фреска (от итал.  fresco – свежий) – живопись по сырой штукатурке водяными красками, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, защищающую фреску и делающую её долговечной.

Фреска имеет матовую поверхность. Но долговечность её сохраняется только в условиях закрытого помещения.

Фреска Дионисия «Святой Николай». Ферапонтов монастырь (Вологодская область)

А секко (от итал. a secco – по сухому) – настенная живопись, выполняемая по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. В этом отличие такой живописи от фрески. Используются краски, растёртые на растительном клее, яйце или смешанные с известью. Секко создаётся быстрее, чем фреска, но менее долговечна. Техника а секко сложилась в средневековой живописи наряду с фреской и была особенно распространена в Европе в XVII-XVIII вв.

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря (1498). Техника а секко

Мозаика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum – (произведение), посвящённое музам) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров. Изображения в мозаике формируется компоновкой, набором и закреплением на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Мозаичное панно «Павлин»

Витраж (фр. vitre – оконное стекло, от лат. vitrum – стекло) – произведение из цветного стекла. С давних пор витраж использовался в храмах. В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле.

Витраж

К разновидностям живописи относятся также диорама и панорама.

Диорама «Бои за Ржев»

Диорама – лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом. Она создаёт иллюзию присутствия зрителя в природном пространстве.

Диорамы располагают в специальных павильонах с искусственным освещением. Большинство диорам посвящено историческим сражениям.

Наиболее известные диорамы: «Штурм Сапун-горы» (Севастополь), «Оборона Севастополя» (Севастополь), «Бои за Ржев» (Ржев), «Прорыв блокады Ленинграда» (Петербург), «Штурм Берлина» (Москва) и др.

Панорама – картина с круговым обзором, на которой плоский живописный фон совмещается с объёмным предметным первым планом. Панорама создает иллюзию реального пространства, окружающего зрителя в полном круге горизонта. Панорамы применяют в основном для изображения событий, охватывающих значительную территорию и большое число участников.

В России самыми известными панорамами являются Музей-панорама «Бородинская битва», «Волочаевская битва», «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» в музей-панораме «Сталинградская битва», «Оборона Севастополя», панорама Транссибирской железной дороги.

Франц Рубо. Полотно панорамы «Бородинская битва»

Театрально-декорационная живопись

Чтобы содержание спектакля было раскрыто глубже, необходимы декорации, костюмы, бутафория, грим.

При помощи декораций можно ясно представить, где происходит действие, когда. Костюмы персонажей также создаются театральными художниками. Костюм и грим должны помочь выразить индивидуальность персонажей, их характер, социальное положение, а также передать стиль той эпохи, когда происходит действие.

На рубеже XIX-ХХ вв. в театрах России работали многие выдающиеся художники: М.А. Врубель, В.М. Васнецов, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих.

М. Врубель. Эскиз костюма Снегурочки для оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1890-е гг.)

Миниатюра

Миниатюра – живописное произведение малых форм. Особенно была популярной портретная миниатюра – портрет небольшого формата (от 1,5 до 20 см), отличающийся особой тонкостью письма, своеобразной техникой исполнения и использованием средств, присущих только этой изобразительной форме.

Миниатюры писали на пергаменте, бумаге, картоне, слоновой кости, на металле и фарфоре, используя акварель, гуашь, специальные художественные эмали или масляные краски. Автор может вписать изображение в круг, овал, ромб, восьмиугольник и т. д. Классической портретной миниатюрой считается миниатюра, выполненная на тонкой пластинке из слоновой кости.

Сергей Князев (мастер из Федоскино). Лаковая миниатюра

Лаковая миниатюра (Федоскино)

Теги: , , , , , , , , , , , , , , ,

Комментарии закрыты.