Вы находитесь здесь: Главная > Художественные музеи > Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея

Третьяковской галерее в этом году исполняется 160 лет со дня основания.

Этот художественный музей изобразительного искусства, который в народе называют просто «Третьяковка», содержит одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства и имеет мировую известность.

Здание Третьяковской галереи

В художественных музеях хранят, собирают, изучают, экспонируют и популяризируют произведения изобразительного искусства. Это относится и к Третьяковской галерее.

Этот художественный музей основал Павел Михайлович Третьяков.

Портрет Третьякова кисти И. Крамского (1876)

Вглядитесь в лицо этого человека. Художник изобразил Третьякова на тёмном фоне, чтобы только на его лице останавливался наш взгляд, не отвлекаясь ни на детали интерьера, ни на детали одежды. Строгое и умное лицо, сосредоточенный взгляд. Ни улыбки, ни позы в этом портрете нет. Впрочем, Третьякова даже в семье называли «неулыбой». Подобие улыбки на его лице появлялось чаще всего только после приобретения очередной картины для коллекции.

Он был меценатом, коллекционером и предпринимателем. Эти характеристики звучат вполне современно, кроме, может быть, первой – меценат.

Меценат – это человек, оказывающий добровольную и безвозмездную помощь развитию науки и искусства, оказывающего им материальную помощь из личных средств.

В наше время это слово стало употребляться редко, а на смену ему пришли синонимы «спонсор» или «благотворитель».

Павел Михайлович Третьяков

П.М. Третьяков родился в 1832 г. в Москве, в купеческой семье. Род Третьяковых происходит из крепостных крестьян Калужской губернии. Но его прадед стал уже купцом 3-й гильдии, он занимался скупкой льна, затем переселился в Москву и начал производство тканей. В дальнейшем Третьяковы приобрели несколько льнопрядильных производств, в основном  в Костроме. Павел Михайлович Третьяков и его младший брат Сергей Михайлович продолжили семейное дело или, как сейчас говорят, бизнес.

Третьяков Павел Михайлович

Третьяков Сергей Михайлович

В браке Павел Михайлович Третьяков был счастлив: у него было 6 детей. В семье все любили друг друга.  Павел Михайлович Третьяков писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!» Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным».  В 1887 году от скарлатины, осложненной менингитом, умер Ваня, всеобщий любимец, надежда отца. Горю Павла Михайловича не было предела.

В 1887 г. старшая дочь Вера вышла замуж за талантливого пианиста Александра Ильича Зилоти, двоюродного брата композитора С.В. Рахманинова. Вера и сама была способной пианисткой. Родственник Третьяковых композитор П.И. Чайковский советовал ей поступить в консерваторию. Но Павел Михайлович Третьяков придерживался традиционных взглядов на воспитание детей: он дал дочерям прекрасное домашнее образование. Музыка, литература, иностранные языки, концерты, театры, художественные выставки, путешествия – вот составляющие домашнего воспитания в семье Третьяковых.  В их доме бывали художники, писатели, музыканты, в том числе И.С. Тургенев, П.И. Чайковский, А.Г. Рубинштейн, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, В.Д. Поленов и многие, многие другие.

П.М. Третьяков в кругу семьи. Слева направо: Вера, Иван, Вера Николаевна, Михаил, Мария, Мария Ивановна, Павел Михайлович, Александра, Любовь

Третьяковы любили путешествовать, с детьми и без детей, по родной стране и за границу. Сам Павел Михайлович каждый год совершал дальние долгие поездки. Уже в конце своей жизни, восторгаясь красотами природы в Пиренеях, он писал жене: «Опять чувствовал, что стоит жить, чтобы видеть и наслаждаться этим высшим наслаждением».

И Павел Михайлович, и Вера Николаевна были людьми тонко чувствующими природу, искусство, музыку. Их дети выросли такими же.

Оба брата Третьяковы получили отличное классическое образование. Не прекращая торгово-промышленной деятельности, они оба занялись коллекционированием русского и зарубежного искусства, вкладывая доходы в произведения живописи и скульптуры.

Павел Третьяков коллекционировал в основном русское искусство, а Сергей – зарубежное.

Павел Михайлович Третьяков предпочитал произведения реалистического характера.

По какому принципу собирал он картины? Слушал советы известных художников и критиков, посещал выставки в России и Западной Европе, сам заказывал картины художникам.

Братья были настоящими русскими людьми, патриотами. В 1877–1878 гг. Сергей Павлович Третьяков был московским городским головой (в современном значении – мэром Москвы). И хотя он собирал в основном западную живопись, но оказывал значительную поддержку начинающим русским художникам и скульпторам, а это имело очень большое значение для многих из них. Например, мы знаем, что начинающий художник Левитан был настолько беден, что не имел даже своего угла, и сторож часто разрешал ему ночевать в Училище живописи, ваяния и зодчества – больше ему некуда было идти. Поэтому помощь таких людей, как братья Третьяковы, иногда была просто подарком судьбы для некоторых молодых художников.

Собирать коллекцию картин П. Третьяков начал в 1850-х годах, а точнее в 1856 г. Вот поэтому мы говорим сегодня о 160-летнем юбилее Третьяковской галереи. Практически с самого начала он намеревался передать коллекцию городу, т.к. ещё в 1860 г. составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

В 1874 г. Павел Третьяков построил на собственные средства специальное здание в Москве для картинной галереи, а в 1881 г. открыл в ней залы для посетителей – тем самым была заложена основа Третьяковской галереи как общедоступного публичного музея.

В 1892 г. умер Сергей Третьяков, завещавший брату собственную художественную коллекцию из 1276 картин и 471 рисунок общей стоимостью в 1 млн. 300 тыс. руб. Павел Михайлович передал эту коллекцию в дар Москве, а сам продолжил собирательство и пополнение коллекции за свой счет и оставался ее пожизненным попечителем. В 1893 г. он был выбран в действительные члены Академии художеств.

Каждый день его начинался с посещения своей галереи, и всегда он отдавал какие-то распоряжения, связанные с ней: «Перова перенести во второй ряд возле угла. Я во сне видел, что картина там висит – хорошо».

Он всегда долго и упорно добивался заполучить ту или иную картину, и если это становилось его целью, то у него это получалось всегда. Сосредоточенный и молчаливый, он появлялся на открытии выставки в Москве или Петербурге, прислушивался к оценкам, но даже если решение о покупке картины было принято, по лицу его ничего невозможно было прочитать. Бывало, что решение о покупке он принимал ещё в мастерской художника, но догадаться об этом было невозможно. Даже царь, подойдя на выставке к облюбованному полотну, узнав, что оно куплено господином Третьяковым, отступал. Художник Крамской, написавший портрет Третьякова, говорил, что Третьяков обладал необыкновенным чутьём на талант. Иногда неожиданно для всех он покупал картину совсем неизвестного ещё художника. Через некоторое время оказывалось, что художник очень талантлив, признание приходило к нему очень быстро. Иногда он покупал картину умышленно по завышенной цене. Это других удивляло, но Третьяков знал, для чего он это делает – он хотел поддержать материально бедного художника. Вот так совершаются благородные дела – буднично и тихо.

Себя же изображать на портрете Третьяков долго не соглашался.

Но однажды заболел, привычный ритм его дня нарушился, тут и подоспел Крамской. Третьяков тогда махнул рукой: «Ладно, пишите!». Но простота этого портрета лишь кажущаяся, потому что он был выстрадан художником за долгое время наблюдения за Третьяковым. Эта простота оказалась возможной только благодаря длительной внутренней подготовке, наблюдениям, общению.

Картины

В. Худяков «Стычка с финляндскими контрабандистами»

Одной из первых приобретённых для галереи картин была картина художника Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами».

Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. Перова, которому писал в октябре 1860 г.: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены картины Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.

В. Перов «Тройка» (1866)

В. Перов «Портрет драматурга Н.А. Островского» (1971)

В. Перов «Портрет Ф.М. Достоевского» (1872)

Третьяков пользовался особым доверием художников, они разрешали ему  осматривать их новые работы еще в мастерских или уже на выставках накануне вернисажа. Он покупал заинтересовавшие его картины нередко вопреки мнению критики, запрету цензуры, давлению признанных авторитетов – ничто его не останавливало. Он даже мог приобрести картину наперекор собственному художественному вкусу. Зачем? Он понимал, что то, что ему не нравится, не означает того, что это плохо.

Почти все лучшее, что было создано художниками-передвижниками, вошло в собрание галереи еще при жизни П.М. Третьякова.

К концу 1860-х Третьяков задумал создать портретную галерею лучших людей нации – «писателей, композиторов и художественных деятелей вообще». Эта галерея должна была составить особый раздел картинной галереи – национальную портретную галерею. Для реализации этой идеи он привлёк лучших русских живописцев 1870–1880-х годов. Многие портреты Перова, Крамского, Репина, Ярошенко исполнялись по прямому заказу Третьякова.

У каждой картины из галереи Третьякова не только своя история создания, но и своя история приобретения. Вот история создания портрета Л.Н. Толстого.

Портрет Л.Н. Толстого

Летом 1872 г. Иван Николаевич Крамской жил на даче недалеко от Тулы. Совсем близко располагалось имение Льва Николаевича Толстого Ясная Поляна. Писатель в это время работал над романом «Анна Каренина». Кажется, близость нахождения от Ясной Поляны должна была подтолкнуть Крамского к созданию портрета великого писателя. И это так. Крамской делал несколько попыток. Но, оказывается, дело это очень сложное. Третьяков уже 4 года хотел получить портрет писателя, но тот не соглашался позировать. Никакие уговоры не могли сломить убеждение Толстого в том, что писать портрет с него нет никакой необходимости, нравственное чувство не позволяло ему согласиться на увековечивание своей персоны на портрете. Третьяков даже просил Фета, с которым Толстой дружил, чтобы тот помог «уломать» своего друга, но Толстой наотрез отказался и ответил Фету: «Насчёт портрета я прямо говорил и говорю: нет! Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится…».

Когда Третьяков узнал, что дача Крамского находится близко к имению Толстого, он вспыхнул от радости и написал ему: «Сделайте одолжение для меня, употребите всё ваше могущество, чтобы добыть этот портрет».

И вот Крамской отправился к Толстому. Прислуга сказала, что граф отлучился. Крамской пошёл его искать по территории имения. Видит, в сарае работник рубит дрова.

- Не знаешь ли, голубчик, где Лев Николаевич?

- А вам он зачем? Это я и есть…

В ответ на просьбу Крамского о портрете сказал:

- Нет, нет, этого не нужно. Но я рад вас видеть. Я вас знаю. Пойдёмте ко мне.

Их беседа длилась часа два, но как только Крамской заикался о портрете, писатель становился непоколебим. Крамской исчерпал все доводы в пользу портрета – ничего не помогло. И тогда художник прибегает к последнему аргументу:

- Ну что ж, я уважаю причины, по которым вы отказываете. Настаивать дальше не буду и навсегда откажусь от надежды написать ваш портрет. Но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее.

- Как так? – удивился Толстой.

- Очень просто. Я его не напишу, и никто из ваших современников его не напишет. Но через 30, 40, 50 лет он всё равно будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно, т.е. с натуры.

Толстой задумался, всё равно отказал, но уже как-то нерешительно.

Тогда Крамской начал «давить» дальше.

- Разрешите мне попробовать написать ваш портрет. Если он вам не понравится, то сразу будет уничтожен. Кроме того, я сделаю копию для ваших детей.

Так Крамскому удалось убедить Толстого в необходимости написания портрета. Художник таким образом открыл дорогу к Толстому другим художникам – портретов великого писателя очень много.

Обратимся теперь к самому портрету.

И. Крамской «Портрет Льва Толстого» (1873)

Л.Н. Толстой сидит в глубокой задумчивости. Его лицо повёрнуто в фас, но проницательный взгляд направлен не на зрителя, а на невидимого собеседника, которого он внимательно слушает. Крамской использует свой любимый приём: изображение в трехчетвертном повороте. Все лицо изображено в легкой полутени. Но отчетливо видны умные, спокойные глаза и твердый склад рта.

Люди, близкие к писателю, в один голос говорили, как похож, до натурной иллюзии, портрет Л.Н. Толстого. Софья Андреевна, жена писателя, признавалась: «Смотреть страшно даже». И.Е. Репин, сам не раз портретировавший Льва Николаевича, писал, что «портрет его очень похож».

В. Верещагин «Апофеоз войны» (1971)

В 1874 г. Третьяков купил картины Туркестанской серии В.В. Верещагина, самой известной из которых является «Апофеоз войны». Эта аллегорическая картина является протестом против всех войн. Сам художник сделал такую надпись на ней: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим».

Гораздо реже, чем живопись, Третьяков приобретал скульптуру и графику. Произведения этих видов искусства существенно пополнили музей уже после смерти его основателя.

В августе 1892 г. Павел Михайлович Третьяков передал свою художественную галерею в дар городу Москве. 15 августа 1893 г. состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». П.М. Третьяков был удостоен звания почетного гражданина Москвы.

Попечителем Галереи Третьяков оставался до самой своей смерти в 1898 г., продолжая приобретать произведения на деньги, которые выделяла для этих целей московская Городская дума, а также на завещанные братом. Картины, купленные на собственные деньги, Павел Михайлович передавал в Галерею уже в качестве дара.

И. Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»

Сохранилось письмо П.М. Третьякова дочери Александре, где он пишет: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учрежденияхмысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь… Обеспечение должно быть такое, какое не дозволяло бы человеку жить без труда». Сам Павел Михайлович много трудился и имел мало свободного времени.

Большую часть времени отнимали торгово-промышленные дела – управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазины и другие, а все оставшееся время посвящалось любимому детищу – галерее (посещение выставок, художников, строительные работы в галерее, развеска, составление каталога и т.п.).

Но была еще и благотворительная деятельность. Хорошо известно о нём как о создателе известной галереи, но меньше – о других делах милосердия. Так вот, П.М. Третьяков много сил отдал Арнольдовскому училищу для глухонемых, попечителем которого являлся. Он также принимал участие в деятельности Православного миссионерского общества, занимался попечительством о бедных, состоял членом Коммерческого суда, и конечно был членом разных обществ – художественных, благотворительных, коммерческих. Много хорошего сделал Павел Михайлович за свою жизнь, да и потом…  По его завещанию большие суммы денег были выделены на содержание галереи, на Арнольдовское училище, на различные стипендии молодым художникам и т.п.

Коллекция музея

В настоящее время коллекция Третьяковской галереи включает русскую живопись, графику, скульптуры, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства XI-начала XXI веков.

В Галерее находится большая коллекция русских икон XI-XVII веков, в том числе «Троица» Андрея Рублёва, произведения Дионисия, Симона Ушакова.

Андрей Рублёв «Троица» (примерно 1411 год)

Особенно полно представлена русская живопись второй половины XIX века. Третьяковская галерея обладает самым лучшим собранием работ художников-передвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Е. Маковский, В. М. Васнецов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. Д. Поленов и многие другие).

В. М. Васнецов «Алёнушка»

И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

Широко представлено творчество И. Е. Репина и В. И. Сурикова, В. В. Верещагина, скульптора М. М. Антокольского.

Из художников конца XIX-начала XX в. представлены картины Левитана, Врубеля, Серова, Коровина, Нестерова, Кустодиева, Рериха, мастеров «Мира искусства» (Бенуа, Сомов и др.), Союза русских художников, «Голубой розы», «Бубнового валета» и др.

М. В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

Широко представлено и советское искусство. Коллекция галереи постоянно пополняется новыми работами.

Здание Третьяковской галереи

Первоначально галерея находилась в доме семьи Третьяковых. Но коллекция постоянно росла, поэтому к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902-1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова.

Проект Васнецова

С первых дней Великой Отечественной войны началась эвакуация галереи. Полотна накатывали на деревянные валы, перекладывали папиросной бумагой, укладывали в ящики, обшитые водонепроницаемым материалом. В середине лета 1941 г. эшелон из 17 вагонов отправился из Москвы и доставил коллекцию в Новосибирск. Эвакуация произведений искусства проводилась до сентября 1942 г. Лишь 17 мая 1945 г. Галерея была вновь открыта в Москве.

Памятник П.М. Третьякову

В 1980 г. перед зданием Галереи установили памятник П. М. Третьякову скульптора А. П. Кибальникова.

Теги: , , ,

Комментарии закрыты.