Вы находитесь здесь: Главная > Шедевры русской живописи > Портрет Натальи Пушкиной Брюллова

Портрет Натальи Пушкиной Брюллова

Александр Павлович Брюллов

Александр Павлович Брюллов

Александр Павлович Брюлло родился в Петербурге 10 декабря 1798 года в семье «академика орнаментальной скульптуры» Павла Ивановича Брюлло.

В январе 1810 года Александр Брюлло становиться учеником Академии художеств. Несколько раньше туда же поступил его брат Карл. Оба они были приняты «без баллотировки» – вне конкурса – как сыновья бывшего преподавателя, удостоенного звания академика. Александр проучился в академии 12 лет. Он сразу же стал одним из лучших учеников Академии художеств. Благодаря успехам в рисовании, в марте 1812 года Александр и Карл раньше других учеников своего возраста были переведены из рисовального класса в гипсовый, являвшийся второй ступенью в образовательной системе Академии художеств. Был удостоен серебряной медалью «второго достоинства» за рисунок с натуры в 1816 г.

Александр Павлович известен главным образом как талантливый архитектор. По его проектам построены в Петербурге здание Михайловского театра (ныне Малый театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского, 1831-33), Пулковской астрономической обсерватории (1834-39), Штаба гвардейского корпуса на Дворцовой площади (1837-43), лютеранской церкви Святых Петра и Павла на Невском проспекте (1833-38) и др. Карл и Александр несколько лет совершенствовались в Италии, Франции и Германии, а когда вернулись на родину, по именному указу императора Николая I  фамилия Брюлло превратилась в Брюллов.

Современники ценили Александра не только как талантливого архитектора, но и как замечательного художника-графика. Творческое наследие его велико: рисунки, литографии, акварели. Находясь в Италии, он полгода не мог уехать из-за большого числа заказов на акварельные портреты. Даже король Неаполя пожелал иметь исполненные им изображения членов своей семьи.

А.П. Брюллов.Портрет Н.Н.Пушкиной

А.П. Брюллов "Портрет Н.Н.Пушкиной"

Но, пожалуй, самой известной из множества работ художника является портрет Н.Н. Пушкиной. Он был написан в 1832 году акварелью – единственный портрет жены поэта А.С. Пушкина, созданного при его жизни. Поговаривали, что Пушкин мечтал заказать портрет своей прекрасной жены «Великому Карлу», как называли младшего Брюллова, но тот не счел ее истинной красавицей. Написанная же Александром Брюлловым работа стала подлинным шедевром русской акварельной живописи.

В этом портрете Брюллов передал лишь молодость и миловидность почти детского лица и нарядный туалет Натальи. Художник написал портрет юной особы, когда ей было не более 18 лет. Все последующие ее акварельные изображения написаны уже в период вдовства и нового замужества. Автор их — Вильгельм Гау — с 1840 года придворный художник.

На портрете у прекрасной Натали в ушах были серьги с дорогими бриллиантами. Пушкины и Гончаровы были слишком бедны, чтобы позволить себе покупку серёжек с дорогими бриллиантами. Эти серьги одолжил Александру Пушкину его друг князь Петр Мещёрский. Дал их на время Наталье Николаевне. И, когда Наталья начала позировать Александру Брюллову, Пушкин настоял, чтобы она позировала в этих чудесных алмазных серьгах.

Эти алмазы были не простыми – это так называемые «ширинские алмазы», которые относятся к историческим «роковым драгоценным камням». Считалось, что их не могли безнаказанно носить женщины, не принадлежащие к роду князей Мещёрских, в том числе и жены князей.

Наталья относилась к старинному роду Гончаровых, ценимых Петром I за производство качественной парусины и холста. Имение, в котором она жила в юности, так и называлось: «Полотняный завод». Ее дед, Афанасий Николаевич Гончаров, растратил огромное состояние рода. Дед страдал душевным расстройством, иногда переходившем в буйное помешательство. Он содержал в поместье множество своих любовниц и продолжал разорять семью. Ее мать, Наталья Ивановна, обладала тяжелым характером, у нее были довольно грубые манеры, и она держала всех своих шестерых детей в абсолютном повиновении. Тем не менее, все они получили прекрасное воспитание. Наталья, самая красивая из них, обладала правильными чертами лица, тончайшей (43 см) талией и прекрасной фигурой. Она росла застенчивой и робкой, а ее врожденную молчаливость и уравновешенность часто принимали за холодность. Уже в 16 лет она произвела в свете фурор своей красотой. В это время Пушкин, решивший остепениться, неоднократно делал ей предложение, но мать Гончаровой давала уклончивый ответ. У Наташи не было достойного приданого, да и жених не считался завидным. Пушкин был известен своей расточительностью и любвеобилием. Не скрывая своей неприязни к поэту, будущая теща устраивала безобразные сцены, дед невесты денег не давал, и Пушкину пришлось самому изыскивать средства на приданое. Наконец, 18 февраля 1831 года свадьба состоялась. Во время венчания у Пушкина упало кольцо и потухла свеча – это было дурным знаком.

В. Гау. Н. Н. Пушкина-Ланская. Акварель. 1849

В. Гау "Н. Н. Пушкина-Ланская". Акварель. 1849

Сказать, была ли счастлива Наталья в этом браке, никто не может, ведь ей приходилось разрываться между любимым мужем и скандальной матерью, нести весь груз домашнего обустройства, почти каждый год она рожала, при этом она еще выполняла редакционные поручения для журнала «Современник» в отсутствии поэта.

Пушкин называл ее «моя стотринадцатая любовь», постоянно увлекался другими женщинами, часто оставлял ее одну, отправляясь на вечеринки к друзьям. При этом он постоянно вывозил ее в свет, гордясь красотой жены. Наталья Николаевна быстро обзавелась поклонниками, среди них был сам император Николай I.

Вдруг в Петербургском высшем свете появляется молодой красивый француз барон Жорж-Шарль Дантес и начинает открыто и нагло ухаживать за Натальей. Пушкин был уверен в невиновности жены, но вся ситуация со временем стала приобретать слишком омерзительный окрас. Поэту и нескольким его друзьям присылают анонимный пасквиль – диплом ордена Рогоносцев, вокруг семьи Пушкина поползли отвратительные слухи, все более нервным и возбужденным становится Александр Сергеевич . Он дважды бросает вызов Дантесу. Трагическая развязка произошла 27 января 1837 года на Черной речке. Когда смертельно раненого Пушкина принесли домой, его первые слова были: «Будь спокойна, ты ни в чем не виновата».

Вдовой она осталась в 24 года с четырьмя маленькими детьми на руках. Несколько лет носила траур, в день смерти Пушкина молилась и соблюдала строгий пост.

В 32 года она выходит замуж за 45-летнего генерал-майора Петра Петровича Ланского, подарит ему 3-х дочерей и, вероятно, обретет свое счастье.

На ее надгробии стоит фамилия «Ланская». В начала XX века поэт Георгий Адамович скажет: «Она не графиня Ланская, а опять и навсегда Пушкина, по имени первого мужа, давшего ей бессмертие».

Теги: , , ,

Комментарии закрыты.