Вы находитесь здесь: Главная > Русские художники, Шедевры русской живописи > Картины художника Н.Н. Ге

Картины художника Н.Н. Ге

Н. Ярошенко «Портрет художника Н. Н. Ге» (1890)

Объективная оценка творчества любого художника складывается из множества субъективных оценок. Выскажем и мы наше субъективное мнение о творчестве Николая Николаевича Ге.

Картины этого художника кажутся нам очень трогательными. Независимо от сюжета. Вот как бывают трогательными лица людей. Или какое-то литературное произведение, иногда очень незамысловатое, но затронувшее какие-то самые лучшие, но потаённые струны нашей души.

Даже глядя на самое знаменитое полотно Н. Ге – «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» – суровое по сюжету, видишь в нём психологически точно переданную проблему взаимоотношений отца и сына, которая не может не тронуть любого, знакомого с ситуацией противостояния между родителями и детьми. Недаром же проблему «отцов и детей» называют «вечной».

Путь к творчеству

Сначала о фамилии. Этот вопрос почему-то всегда волнует: откуда такая странная фамилия у русского художника?

Фамилия французская (Gay) – дед художника эмигрировал из Франции в конце XVIII в. Но Н. Ге уже вполне русский человек, родился он в 1831 г. в Воронеже, в семье помещика Николая Ге. Раннее детство провёл в деревне под присмотром крепостной няни, т.к. мать его спустя три месяца после рождения сына умерла от холеры.

В 1841 г. мальчика привезли в Киев, где он учился в гимназии и уже тогда мечтал о профессии художника. Но против воли отца идти не решился и после окончания гимназии поступил в Киевский университет на физико-математический факультет.

Но мечты о художественном творчестве не оставлял: перевёлся на математический факультет Петербургского университета, чтобы быть поближе к Академии художеств. Часто посещал Эрмитаж и учился там рисованию. Наконец бросил университет и в 1850 г. поступил в Академию художеств – 7 лет учёбы в Академии и Большая золотая медаль, что давало право на поездку за границу за счет Академии.

Европа

Николай Ге побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Именно за границей, в Риме, он познакомился с художником А. Ивановым, творчество которого оказало большое влияние на Н. Ге.

В этот период художник писал портреты, исторические картины. Но своим творчеством он не очень доволен, поэтому решает совершенствоваться -  уезжает в Неаполь, а затем во Флоренцию и пишет с натуры.

Первый успех

В 1863 г. Н. Ге привёз в Петербург свою новую работу «Тайная вечеря» и выставил на осенней выставке в Академии художеств. Эта картина произвела на всех сильное впечатление. Её приобрёл император Александр II для музея Академии художеств. Академия присвоила Николаю Ге звание профессора, минуя звание академика. Ге был избран Действительным членом Императорской Академии художеств. Ни одна картина после «Последнего дня Помпеи» К. П. Брюллова не собирала такого количества публики и столь много отзывов в прессе, но мнения о картине резко разделились: одни отвергали эту картину, а другие восхваляли.

Рассмотрим эту картину.

Н. Ге «Тайная вечеря»

Н. Ге «Тайная вечеря» (1863). Холст, масло. 283 х 382 см. Государственный русский музей (Петербург)

Сюжет картины: последняя трапеза (тайная вечеря) Иисуса Христа с его 12 учениками-апостолами, во время которой он предсказал, что один из них – Иуда Искариот – предаст его. Любимым Евангелием Ге было Евангелие от Иоанна, и в нём события тайной вечери были описаны так: «Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. 23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. 24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. 25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? 26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. 27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. 28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. 29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. 30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь».

Следует сказать, что до Ге многие знаменитые художники обращались к этой теме: Леонардо да Винчи, Тинторетто и др. И критики отмечают, что Ге в своей картине отходит от классической интерпретации этого события. Почему? Потому что каждый художник ищет свой путь в понимании и изображении определённого события.

Советский и российский искусствовед Татьяна Карпова считает, что «в измене Иуды художник увидел не низкий поступок изменника, а протест против учения Христа». И с такой трактовкой картины мы полностью согласны.

А вот как сам художник описывает свой замысел: «Я увидел там горе́ Спасителя, теряющего навсегда ученика – человека. Близ него лежал Иоанн: он всё понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидел Петра, вскочившего, потому что он тоже понял всё и пришёл в негодование – он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдёт. Вот, понял я, что мне дороже моей жизни, вот тот, в слове которого не я, а все народы потонут. Что же! Вот она картина!».

Уходящий силуэт Иуды мы видим в правой части картины. Он виден только со спины и не освещён – в свете остались те, кто стремится к Свету, Свет учения Христа их объединяет. Для Иуды же этот Свет невыносим.

Обратите внимание на изображение Христа: ведь Он всё знал заранее! Он знал о предательстве Иуды! Но какая скорбь в Его лице! Он печален и покорен – Он осознаёт Свою жертву («Для того Я и пришёл в мир»).

Существует несколько уменьшенных авторских повторений этого полотна. Одно (1864) находится в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева. Другое уменьшенное повторение (1866) – в Государственной Третьяковской галерее.

Как мы уже отмечали, картина вызвала неоднозначные оценки, мы не будем их перечислять. Но приведём лишь слова Павла Михайловича Третьякова, коллекционера, мецената и знатока живописи: «Из всего выставленного в Академии ярко выделяется и царит (помимо этюдов Иванова) картина Ге. Жаль, что она в Академии – не там бы ей место! Чудесная картина!». Лев Толстой считал «Тайную вечерю» «самой замечательной» картиной художника.

Последующие картины художника, написанные на религиозный сюжет, не имели успеха. Н. Ге снова обращается к портретной живописи. В начале 1864 г. он возвращается во Флоренцию, там знакомится и сближается с Александром Герценом и пишет в 1867 г. его портрет, самый лучший из всех им написанных, хотя это было рискованно: Александр Герцен был объявлен «государственным преступником» и политическим эмигрантом. Художник пишет также много других портретов и много работает с натуры.

Н. Ге «Портрет А. Герцена»

Н. Ге «Портрет Герцена» (1867). Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Герцен изображен на тёмно-коричневом фоне. Его лицо выхвачено светом. Художник подчёркивает духовную мощь и интеллект писателя. Огромный высокий лоб; умные, немного грустные глаза; сосредоточенный, пристальный взгляд; седоватая борода; твердая линия рта. Внимание зрителя концентрируется только на лице и больше ни на каких внешних деталях. И это лицо привлекает своей душевной красотой, богатством внутренней жизни.

Возвращение в Россию

В 1870 г. Н. Ге возвращается в Петербург. На время он отходит от религиозных сюжетов и обращается к русской истории. На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил свою новую картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».

Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»

«Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871). Холст, масло. 135,7 х 173 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

На картине изображена историческая и семейная драма царя-реформатора Петра I. Царевич Алексей, первенец Петра I, был человеком сложной судьбы. Во многом это объяснялось обстоятельствами его жизни, не зависевшими от воли молодого наследника. Он воспитывался в боярской среде, ненавидевшей Петра за его преобразования и за суровую борьбу с этими самыми боярами, а точнее – с их отсталыми и замшелыми взглядами. Мать царевича, Евдокия Лопухина – также из боярского рода.

Характер царевича Алексея был прямой противоположностью отцовскому. К тому же он чувствовал сильную обиду за свою мать, которую Петр насильно сослал в Суздальский монастырь. Так наследник стал не продолжателем отцовских дел, а их врагом, к тому же и заговорщиком. Он бежал из России, но был возвращён и объявлен преступником.

И вот в таком звании он предстаёт перед грозным отцом.

Кто может сейчас сказать, что чувствовали оба в момент, изображённый на картине? Об этом можно только догадываться. Одно ясно: изображена трагедия. Трагедия историческая, которая была характерна для всей России: тяжело было Петру I ломать старину и буквально на крови строить новое государство. И нужен был ему помощник, самый близкий человек – сын. Но, к сожалению, наследника-реформатора в лице сына он потерял. И здесь уже начинается личная трагедия: в таком случае он потерял сына навсегда, потому что сохранять только семейные отношения с идеологическим врагом для энергичного, с железной волей и ненасытной жаждой деятельности отца было невозможно.

На картине Н. Ге всё исторически достоверно, вплоть до композиции. Хотя можно только представить себе сомнения художника в том, как правильно изобразить сцену, на чём сделать акцент. Ведь многие тогда были уверены в вине «царя-сыноубийцы», и сам царевич объявлялся жертвой вероломного отца. Но в этом вопросе художнику помог историк Н.И. Костомаров, который считал, что царевич Алексей поступил по отношению к отцу неприглядно и что его казнь была закономерной расплатой.  Но сам художник сомневался в том, что общественные интересы могут быть выше отцовских чувств.

И вот появилась картина. Могучая фигура сидящего царя изображена с обращённым на сына пристальным взглядом. Рядом стоит сын – усталый, с безнадёжно опущенной головой. Бурное объяснение уже произошло, и Пётр как будто ждет от сына ответа. Он уже уверен в его вине, но кажется, что всё ещё не оставляет надежды на его раскаяние. Но царевич стоит словно скованный, в замешательстве потупив взор. Историк М.П. Погодин утверждает, что «в искренних, задушевных письмах к друзьям он является таким, каким в самом деле был, без прикрас и натяжек, – и должно сознаться, что все эти документы говорят больше в его пользу, чем в ущерб. Это был человек благочестивый, разумеется, по-своему любознательный, рассудительный, расчетливый и добрый, веселый, охотник покутить». Николай Ге, по его словам, сочувствовал несчастной судьбе царевича, когда писал свою картину.

Однако царевич Алексей не был бессильной жертвой: он был упрям и не желал подчиниться воле отца – в этом есть своё мужество, он равноправный противник Петра.

Эта картина будет актуальной всегда. Да, спор между героями полотна окончен, страсти улеглись, все слова сказаны, продолжение и исход дела также известны всем. Но эхо этого спора продолжает звучать и в наши дни – это спор об исторических путях страны и о цене, которую приходится платить правителю за свои действия.

Отъезд из столицы

В 1875 г. Н. Ге навсегда покинул Петербург и переселился на Украину, где купил небольшой хутор Ивановский в Черниговской губернии. Он на время отказался от творчества. Вопросы религии и морали волнуют его в данный момент больше всего. Из его записок мы узнаём, что для него сейчас важно жить сельским трудом, что искусством нельзя торговать. Эти идеи близки и Льву Толстому. В 1882 г. художник познакомился с Л.Н. Толстым, а в 1884 г. написал его портрет.

Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого» (1884)

Этот портрет отличается от других портретов великого писателя, созданных в XIX в. Образцовым считался портрет кисти И.Н. Крамского: пристальный «сверлящий» взгляд, величественная поза…

Н. Ге не следует традиции. Его Толстой не позирует, а увлечённо работает. Художник изобразил Толстого в его собственном кабинете в Хамовниках в Москве. Он пишет трактат «В чём моя вера».

Картина очень проста. Цвета сдержанны. Сюжет лаконичен: стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо писателя, его руки. Образ Толстого нестандартен, но велик. И новаторство Н. Ге – в простоте изображения великого.

Ге много работает в этот период. Он снова возвращается к религиозным сюжетам и пишет картины «Что есть истина?» (1890), «Иуда» («Совесть») (1891), «Синедрион» (1892) и др. В это же время он пишет портреты, делает рисунки к повести Л. Толстого «Чем люди живы», лепит бюст Л.Н. Толстого.

Н. Ге. Бюст Льва Толстого (1890)

Николай Николаевич Ге скончался на своём хуторе 13 июня 1894 г.

Закончить наш разговор о художнике мы хотим известной каждому школьнику картиной «Пушкин в селе Михайловском», написанной в 1875 г.

Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском»

Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском» (1875). Холст, масло. 233 х 171 см. Харьковский художественный музей

На картине изображена встреча опального Пушкина с Иваном Пущиным, лицейским другом, 11 января 1825 г. в Михайловском. Литературовед Ю. Лотман пишет, что приезд Пущина «требовал мужества; А.И. Тургенев усиленно отговаривал его от этого опасного предприятия, а дядя поэта, Василий Львович, сначала пустился в предостережения, а потом кинулся обнимать со слезами, как героя. Но Пущин был не из пугливых: он давно уже член тайного общества, а 14 декабря покажет себя на площади как один из самых хладнокровных и деятельных руководителей восстания. Николай I приговорил его к 12 годам каторги.

Известна и доброта Пущина, которая ярко проявилась в ссылке.

Свидание друзей в Михайловском было недолгим, а разговор откровенным. Пущин открыл Пушкину свою причастность к тайному обществу. Вечером Пущин уехал. Позже он вспоминал: «Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовалось, что последний раз вместе пьем, и пьем на вечную разлуку!» Через двенадцать лет, когда Пущин отбывал каторгу в Нерчинске, умирающий Пушкин назвал имя своего друга».

Оставленные воспоминания Е.И. Осиповой говорят о том, что Н. Ге недостоверно написал михайловский кабинет поэта, где происходила последняя встреча друзей, – это кабинет его сына, Григория Александровича, но какое значение это обстоятельство имеет для нас? Хотя, может быть, всё-таки имеет?  Поэт жил очень скромно – пожалуй, в этом и состоит важность её замечания. Вот что она пишет по этому поводу: «Я сама, еще девочкой, не раз бывала у него [Пушкина] в имении и видела комнату, где он писал… Комнатка Александра Сергеевича была маленькая, жалкая. Стояли в ней всего на все простая кровать деревянная с двумя подушками, одна кожаная, и валялся на ней халат, а стол был ломберный, ободранный: на нем он и писал, и не из чернильницы, а из помадной банки». Дом поэта в Михайловском сгорел во время Отечественной войны, поэтому эта деталь важна в биографическом плане.

Для нас же важно увидеть и почувствовать ту атмосферу, которая царила в доме в связи с приездом Пущина, атмосфера эта была радостной, праздничной, наполненной той высокой нотой дружбы и взаимопонимания, которые царили между этими людьми, включая Арину Родионовну. Комната, озарённая светом, падающим из окна, наполнена счастьем встречи, радостью взаимопонимания и дружбы – такого ценного дара, который они пронесли через всю свою жизнь!

Теги: , , , , , , ,

Комментарии закрыты.