Вы находитесь здесь: Главная > Художники-импрессионисты > Клод Моне: картины

Клод Моне: картины

Клод Моне. "Впечатление. Восход солнца". 1872 г

Клод Моне "Впечатление. Восход солнца"

Клод Моне является основоположником импрессионизма в живописи. Он буквально был одержим светом и цветом.

Декаданс, мрачный и скучный, отживал свое время. Новых ярких имен в этом направлении не появлялось уже несколько лет, а плеяда молодых французских живописцев на своих полотнах все чаще изображала сценки из повседневной жизни парижан, наполненные энергией, солнцем и счастьем. Картины Эдуарда Мане, Ренуара, Эдгара Дега вызывали разные впечатления, но все они были далеки от трагизма и тяжести декаданса.

Клод Моне. "Купание в "Лягушатнике". 1869 г

Клод Моне "Купание в "Лягушатнике". 1869 г.

На выставке 1874 года молодые художники представляли свои работы. Одной из них была картина Моне «Впечатление. Восход солнца» (impression – в переводе с французского впечатление). Критик написал статью «Выставка импрессионистов» разгромного характера. Но публика благосклонно встретила выставленные работы, а прозвище «импрессионисты» очень скоро перестало носить негативный оттенок и сделалось названием нового направления в живописи.

Клод Моне рисует в собственном саду, в лесу и в одном из самых излюбленных мест досуга у столичных жителей, так называемом «Лягушатнике». Солнечные блики играют на воде, шумит листва, шуршат платья парижанок. Столько вокруг света! Моне просто обязан перенести его на полотно. Используя всего лишь легкие мазки, которые легче птичьего пера, художнику удается передать атмосферу беззаботности, царящую среди отдыхающих. Картина состоит из легчайших прикосновений кисти, нежнейших цветовых оттенков. Но эффект производит – потрясающий. У каждого зрителя возникает полный эффект присутствия. Этому месту Моне посвятил две картины: собственно «Лягушатник» и «Купание в «Лягушатнике». Несмотря на то, что ни на одной из картин не видны лица (это ставилось ему неоднократно в вину), каждому понятно: на полотне изображен солнечный жаркий день, когда так хочется спрятаться от изнуряющей жары в прохладную воду реки.

Клод Моне. "Заандам". 1871 г

Клод Моне "Заандам". 1871 г.

Находясь некоторое время в Голландии, художник переносит на полотна городские пейзажи, один из них – «Заандам». Набережная, деревья, собор вдалеке – на первый взгляд кажется, что ничего особенного нет. Но игра солнечных зайчиков на воде, тени деревьев на фасадах домов, игра света интересным образом не дают взгляду оторваться от увиденного. Почему-то сразу становится понятно, что это ранняя осень. Возможно, воскресенье, поэтому никого нет из людей – все отправились на утреннюю службу в церковь. Вероятно, все абсолютно не так, но впечатление создается от картины именно такое (значит, главная задача, которую ставил перед собой художник – создать впечатление у зрителя – выполнена).

Клод Моне. "Поле  маков". 1890 г.

Клод Моне "Поле маков". 1890 г.

В творчестве Клода Моне преобладает изображение природы во всех ее проявлениях. Он может рисовать один и тот же предмет в разное время суток – вечернего и утреннего освещения, в полдень. Известна серия картин «Стога»: «Эффект утреннего снега», «Стог сена в Живерни», «Стог, закат солнца», «Стог, оттепель, закат солнца», «Стога (конец лета)». На каждой из них изображен один стог сена. Вероятно, художник приходил к нему и рисовал в сумерках и на заре, передавая разную освещенность объекта и яркость солнца. Так же он поступал и с водной гладью «Пруда». На нескольких картинах, где изображен пруд, по отражению облаков в воде можно судить о ясной или пасмурной погоде; водяные лилии в цвету и в период увядания. Зеленая ряска, затягивающая пруд, темная вода говорят о приближающейся осени. Моне рисует пруд попеременно с правого берега и с левого, с утра, на закате. Он считает себя обязанным рассказать о выбранном объекте всё.

Не менее известна и другая серия картин художника: «Руанский собор». Он изображает архитектурное сооружение утром, днем, на закате, вечером, стараясь передать впечатление игры света и воздуха.

К. Моне "Руанский собор, полдень"

К. Моне "Руанский собор утром"

Как и все импрессионисты, Клод Моне рисует на открытом воздухе. Поэтому большинство его картин просто напитаны дурманящим воздухом Парижа. На «Бульваре капуцинок» видны силуэты торопящихся людей, художник находится где-то на балконе соседнего дома, доносится даже слабый аромат от его чашки утреннего кофе.

Клод Моне. "Сад Моне в Живерни". 1895 г.

Клод Моне "Сад Моне в Живерни". 1895 г.

«Поле маков» передают каждое дыхание летнего ветра, который колышет алые цветы. Мазки на картине также нежны и невесомы, как и цветы, которые изобразил художник. День-два и опадут лепестки – надо успеть ими полюбоваться, чтобы запомнить их цветение до следующего года.

Буйство цветения передано и в картине «Сад Моне в Живерни». Крупные пионы всех оттенков своим сладким запахом пьянят, вызывая головокружение. Самый разгар лета, впереди еще много теплых дней.

Критики Моне утверждали, что если бы он писал портреты, то оставил бы для потомков подлинный документ. Но он выбрал волшебные виды природы, которые освещены солнцем, радуют глаз и запоминаются. И это потомками оценено не меньше.

Теги: , , , ,

Комментарии закрыты.