Вы находитесь здесь: Главная > Русские художники > Картины художника А. Венецианова

Картины художника А. Венецианова

А. Венецианов "Вот те и тятькин обед..."

Особенностью творчества А. Венецианова было стремление «ничего не изображать иначе, как только в натуре». Так работать он учил и своих учеников.

А. Венецианов предпочитал также писать на полотне сразу красками, без предварительного наброска.

Началом творческой деятельности художника считается портрет его матери, А.Л. Венециановой, написанный в лирическом стиле.

А. Венецианов «Портрет матери, А. Л. Венециановой» (1801). Холст, масло, 74х66 см. Государственный Русский музей

В дальнейшем он не оставлял жанр портрета, но работал и в других жанрах: графическом, в жанре иконописи, в технике пастели по бумаге и пергаменту, занимался литографией, писал теоретические статьи и заметки о художественном творчестве.

Но самую большую популярность имели его картины на сюжеты из крестьянской жизни. Венецианов первым из русских художников сделал своим героем народ.

А. Венецианов «Встреча у колодца» (1843). Холст, масло, 66х50 см. Национальный музей искусств Азербайджана (Баку)

Биография Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847)

Предки Венецианова были греками, перебравшимися в Россию в XVIII в. Их прозвище Венециано впоследствии трансформировалось в фамилию Венециановы.

Отец художника был мелким купцом, из этого же сословия была и мать.

А. Венецианов «Автопортрет» (II вариант) (1811). Холст, масло, 67,5х56 см. Государственный Русский музей

А. Венецианов начал свою взрослую жизнь службой землемером при лесном департаменте. Живописью начал интересовать с детства, первые художественные опыты делал самостоятельно, а затем учился у известного портретиста В.Л. Боровиковского.

Об этом художнике Вы можете прочитать на нашем сайте: В. Боровиковский: портреты

В 1811 г. А. Венецианов был признан кандидатом в Академию художеств и в этом же году стал её академиком – ему для этого надо было написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. С этим заданием художник блестяще справился.

А. Венецианов «Портрет К. И. Головачевского» (1811). Холст, масло, 143,5х11 см. Государственный Русский музей

Художник изобразил Головачевского в окружении трёх мальчиков. Каждый из мальчиков символизировал представителя «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры. Портрет также являлся символом единства старой Академии с новой.

Центр композиции – рука Головачевского, лежащая на книге. В ней – главная  идея. Эта щедро раскрытая ладонь – длань дарующего детям тепло сердца и тайную премудрость знания. Головачевский чуть-чуть повернулся к будущему архитектору с большой, не по росту, папкой под мышкой и с серьёзным вниманием слушает его ответ на заданный вопрос. Лицо Головачевского значительно, оно выражает некую тайну смысла бытия. Густые седые волосы зачёсаны назад, открыв чистый и высокий лоб. Взгляд его полон молодой живости, строгой доброты и сердечности.

Дети на картинах Венецианова всегда написаны с большой любовью. Их лица одухотворены и полны той внутренней чистотой, что свойственно детям вообще, но что не каждый художник может выразить. Венецианову, изображавшему всё «только в натуре», это удавалось всегда. В этом отношении с ним можно сравнить только В. Тропинина.

В 1819 г. художник оставил службу и поселился с семьей в деревне Сафонково Тверской губернии. Здесь он полностью посвятил себя творчеству, создавая в основном картины бытового (крестьянского) жанра. Здесь он организовал собственную художественную школу (её называют «венециановской»), в которой обучал всех желающих, в том числе крестьян. Эту школу прошли более 70 человек. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. В судьбе школы деятельное участие принимал В. А. Жуковский. Школу посещала и дочь Венецианова, Александра. Она является автором портретов, жанровых картин, натюрмортов. Её работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее. Она оставила также воспоминания о своём отце.

Александра Венецианова «Почтовая станция»

В этой картине очевидно влияние творческой манеры отца в построении композиции, цветовой гамме, содержании.

А. Венецианов «Портрет А. А. Венециановой, дочери художника» (1825-1826). Холст, масло, 41х33,2 см. Государственная Третьяковская галерея

На портрете Александре 13 лет. Мы видим детское миловидное лицо с признаками живого ума и детской насмешливости.

Художники школы изображали жизнь демократических кругов общества, писали городские и сельские пейзажи, интерьеры, натюрморты. Их произведения отличаются поэтической непосредственностью и представляют значительный этап в становлении реализма в русском искусстве.

В 1829 г. Венецианов получил звание придворного живописца.

Жизнь художника оборвалась трагически. Во время поездки в Тверь 4 декабря 1847 г. лошадь понесла сани по скользкой дороге, кучера выбросило, а Венецианов пытался остановить лошадей…

Его похоронили на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

Памятник Венецианову недалеко от Сафонково

Творчество А.Г. Венецианова

Прежде всего следует сказать о его портретной галерее. С неё началась творческая деятельность художника.

Одним из самых известных работ художника в этом жанре является портрет историка Н.М. Карамзина.

А. Венецианов «Портрет Н.М. Карамзина» (1828). Холст, масло. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Это более поздний портрет Венецианова, когда он отошёл уже от романтической живописи. Особенностью портрета является то, что Венецианов, приверженец натуры, должен был писать этот портрет через два года после смерти Карамзина – по заказу Российской академии русского языка и словесности. В то время в России работали и другие известные портретисты, но Академия обратилась именно к Венецианову. Для Венецианова создание портрета не с натуры было несвойственно, но он всё-таки заказ принял. Почему? Скорее всего, причина в его отношении к личности Карамзина. Карамзин в его глазах был воплощением просветительских идей. В личной библиотеке художника, насчитывавшей около тысячи томов, хранились и труды Карамзина. Венецианов знал о том, как говорили в обществе о гражданственной смелости историка, который  нелицеприятно говорил императору Александру I о самых больных вопросах: о Польше, о непосильных налогах, о некоторых должностных лицах на важных постах.

Историк Карамзин изображён на полотне Венецианова очень реалистически. Глядя на него, невозможно поверить, что писался он без натуры. Хотя портрет и не до конца завершен, но схвачено мимолетное движение лица: чуть сведенные над переносьем брови, приоткрытый рот, спокойный и проницательный взгляд. Полагаясь на свою память, художник передавал на полотне те черты Карамзина, которые казались ему наиболее характерными. Самого историка Венецианов видел всего раз в жизни. Остальное черпал из портретов других художников, но сумел создать собственный образ Карамзина, в чём-то похожий, но в чём-то особенный от других портретных изображений писателя.

Особое место в творчестве художника занимает картина «На пашне. Весна». Это несколько странная картина, если внимательно вглядеться в неё. И даже загадочная.

А. Венецианов «На пашне. Весна» (1820). Холст, масло, 51,2х65,5 см. Государственная Третьяковская галерея

Почему реалист Венецианов изобразил крестьянку так нереалистично? Она высоковата в отношении к лошадям. Играючи ведёт их за собой. Походка у неё совсем не тяжёлая, как будто идёт она не по пашне, а по дорожке в саду. Впрочем, и крестьянкой её трудно назвать. И одежда её совсем не рабочая.

Если продолжать внимательно вглядываться в картину, то количество вопросов увеличивается. Вот ребёнок на краю поля, на холодной ещё земле он сидит в одной тонкой рубашонке. И откуда в эту пору васильки, которые разбросаны вокруг?

Да, Венецианов сумел увидеть гармонию среднерусских полей. Но назвать эту картину реалистическим изображением крестьянского труда невозможно. Тогда что или кого изображает художник? Может быть, своё представление о крестьянском труде? Венецианова нельзя заподозрить в незнании крестьянского быта – он сам жил в деревне и был хотя и небогатым, но всё-таки помещиком, имевшим 12 душ. Тогда напрашивается вывод о том, что эта картина – правда, которую видел Венецианов – правда красоты труда. Почему обязательно реальность должна быть грубой, некрасивой и низменной? Художник видит правду совсем другой. В русских чертах женщины он видит античный её прообраз. Её кокошник – это диадема богини весны. В её фигуре сочетаются одновременно лёгкость и монументальность. И дитя своё она доверила земле, а не просто бездумно посадила его на непрогретую обочину.

А. Венецианов «Спящий пастушок» (1823-1826). Дерево, масло 27,5х36,5 см. Государственный Русский музей

Это попытка изображения человека в мирном согласии с природой. Но искусствоведы отмечают, что фигура пастушка вышла слишком велика и что мальчик не просто естественным образом спит, а прилег к дереву и крепко зажмурил глаза по просьбе художника. Левая ладонь, доверчиво раскрытая, акцентирует внимание зрителя. Замечателен и пейзаж полотна. Собственно говоря, этот пейзаж является началом русской национальной пленэрной живописи. Венецианов смог увидеть и так изобразить родную природу, как никто из его современников не умел.

Как показывают картины художника, более всего мила его сердцу пора жатвы.

А. Г. Венецианов «Жнецы» (около 1825). Холст, масло, 66,7х52 см. Государственный Русский музей

На картине изображены мать и сын в минуту отдыха. Венецианов сумел передать на холсте и донести до нас чувство двойной красоты, поразившее художника в ту минуту, когда его глаза наткнулись на крестьянку и её сына, поражённых красотой, но и сам художник очарован их восхищением и душевным волнением. Много раз видели они этих бабочек, но вот бывает миг, когда красота вдруг открывается по-особенному, это момент возвышенного состояния души. Мальчика захватило только это чувство, а мать, как и художника, – двойное чувство: восхищение красотой и радость за чувства сына. Она сопереживает ему.

А. Венецианов «Гумно» (около 1823). Холст, масло, 66,5х80,5 см. Государственный Русский музей

В этой картине единственный и неповторимый Венецианов смог выразить себя в полной мере. Желая, чтобы внутренность гумна была освещена потоком естественного света, он просит крестьян выпилить его переднюю стенку. Художник мог бы края свежеспиленных бревен оставить за пределами холста. Но он этого не хочет. Ему понравилась эта случайная неожиданность: остатки спиленных бревен, с трех сторон окружающие изображаемые предметы, образуют как бы естественную раму, жёстко и чётко отделяют изображённую сцену от потока повседневной жизни.

Картина наполнена атмосферой покоя и равновесия. Венецианов не пытается проникнуть в психологию людей, чтобы особо выделить их на фоне вещей. Суть полотна в том, что здесь почти всё является главным: люди, кони, хлеб, серп, грабли, хомуты…

В картине нет бурных движений. Можно было бы упрекнуть художника в позировании персонажей, но таков его замысел: передать остановившееся мгновение. Венецианов сознательно избегает суеты. Он хочет показать спокойное величие, духовную красоту и физическую силу своих героев. В поэтическом воссоздании будничной сцены художнику удалось построить линейную перспективу. Свет, идущий широкой полосой через распил, в глубине холста постепенно затухает, но ему на помощь приходит свет, льющийся из боковых ворот. Но и этого света художнику мало – он открывает задние ворота гумна, и из них идёт встречный поток света.

А. Венецианов «Девушка в платке» (1830). Холст, масло, 40,4х31,1 см. Государственный Русский музей

Совсем юная девушка, почти девочка, смотрит на зрителя спокойным внимательным взглядом. Её милое лицо обрамляет яркий платок, цвет которого перекликается с цветом губ и глаз девочки. Кажется, что она собралась выйти из дому по какому-то неотложному делу, и её вдруг окликнули. Она приостановила своё движение и полностью с доверчивостью переключила своё внимание на окликнувшего. Иногда мимолётно брошенный взгляд запоминается надолго – как взгляд этой девочки. 

Теги: , , , , , , , , , , , , ,

Комментарии закрыты.