Вы находитесь здесь: Главная > Советские художники > Рисунки Нади Рушевой

Рисунки Нади Рушевой

Надя Рушева

Рисунки Нади Рушевой поражают детской непосредственностью и недетской глубиной.

Поражает и её литературный вкус: к 17 годам она создала серии иллюстраций к роману Пушкина «Евгений Онегин»,  к роману Л. Толстого «Война и мир», к сказке Экзюпери «Маленький принц», к роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Кстати, девочка стала первым иллюстратором этого романа, в то время ей было всего 15 лет.

Н. Рушева "Наташа Ростова с куклой"

В рисунках Нади Рушевой очевидна глубина проникновения в самую суть литературного произведения, которую, по словам Экзюпери, «можно увидеть только сердцем». «Её рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лёгкостью её техники, чувством композиции, с остротой её образов, с её творческим восприятием мира», – так оценил творчество Нади Рушевой скульптор В. Ватагин.

Н. Рушева "Князь Андрей и Наташа перед разлукой" (1967)

Творческое наследие Нади Рушевой оценивают в 12 тысяч рисунков. К сожалению, не все они сохранились, а оставшиеся хранятся в различных музеях: музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городской художественной галерее города Сарова Нижегородской области и Пушкинском музее в Москве.

Н. Рушева "Майя Плисецкая («Умирающий лебедь»)" (1967)

В 470-ой московской школе (ныне 1466), где училась Надя, хранят 1,5 тысяч её рисунков. Школа сейчас носит её имя, здесь есть музей жизни и творчества художницы.

Рисунки Нади можно рассматривать часами, говорить при этом ни о чём не хочется – всё понятно без слов. Но говорить надо, потому что, к сожалению, творчество этой гениальной девочки известно не всем. Хотя в Японии её рисунки знают и считают их близкими японской эстетике, а Надю называют «русским Моцартом в изобразительном искусстве». Ни одной лишней черты или штриха в её рисунках, а чувства передаются одной только линией. В каждом рисунке – динамика движений. В её рисунках проявляется особый дар ви́дения того, что не видно другим. 

Н. Рушева "Грустный лис" (1966) ("Маленький принц" Экзюпери)

Что известно о ней?

Первый вопрос, который всегда встаёт при знакомстве с проявлением ранней гениальности, – об истоках этой гениальности.

Истоки очевидны – семья. Девочка родилась, росла и воспитывалась в творческой семье. Её отец, Рушев Николай Константинович, – художник. Мать, Наталья Дойдаловна Рушева, – первая тувинская балерина. Надя родилась в Монголии (в Улан-Баторе) в 1952 г. В этом же году семья переехала в Москву.

Н. Рушева "Четырёхлетний Саша Пушкин" (1968)

Рисовать начала с 5 лет, самостоятельно. Девочка всегда рисовала набело, без эскизов, практически не пользуясь ластиком. Линии её рисунков стремительны, но в то же время нежны и закончены. Талант трудно объяснить, вот и сама художница не могла этого сделать. Она лишь говорила о своих рисунках: «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».

Первая выставка её работ состоялась в 1964 г. Затем были публикации её рисунков в журнале «Юность», 15 персональных выставок в Москве, Ленинграде, Польше, Румынии, Индии, Чехословакии. А в остальном это была обычная девочка, и внешняя жизнь её была обычной: школа, Артек, любовь к животным, к литературе, творчеству… Вот только смерть её была неожиданной: в 1969 г. (17 лет) она скоропостижно умерла от врождённой аневризмы сосуда головного мозга.

Её «Кентаврёнок» стал логотипом Автономной некоммерческой организации «Международный Центр Неигрового Кино и Телевидения «Кентавр». На основе рисунка выполнены ежегодные призы фестиваля «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр».

Н. Рушева "Кентаврёнок"

На лестнице Санкт-Петербургского Дома Кино в 2003 г. открыт памятник «Кентаврёнку».

Теги: , , ,

Комментарии закрыты.