Вы находитесь здесь: Главная > Шедевры русской живописи > Нестеров: картины

Нестеров: картины

Михаил Нестеров

Михаил Нестеров

В 1890 году выходец из Уфы Михаил Нестеров ворвался в художественную жизнь Москвы, представив на 18-й передвижной выставке в Петербурге свой шедевр «Видение отроку Варфоломею».
По традиции, незадолго до открытия выставки перед картиной собираются строгие передвижники, «таран русской критики» В.В. Стасов, художник-передвижник Г.Г. Мясоедов, писатель-демократ Д.В. Григорович и издатель А.С. Суворин. Из воспоминаний Нестерова: «Судили картину страшным судом. Они все четверо согласно признали ее вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те «рационалистические» устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем и сделать это теперь же, пока не поздно». Они убеждали Третьякова отказаться от покупки картины и тем самым наставить начинающего художника на путь истинный. Но Третьяков от покупки картины не отказался.

"Видение отроку Варфоломею"

М. Нестеров "Видение отроку Варфоломею"

Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Идея для русской живописи того времени имела смелое композиционное и живописное решение, пейзаж был не похож на пейзажи передвижников, лиричная одухотворенность мотива и невиданная доселе сопричастность к изображаемому. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Согласно легенде, будучи юным пастушком и бродя по полям в поисках стада, отрок Варфоломей встретил у дуба древнего старца, который предсказал ему великую будущность и великую ответственность за судьбы своей земли. Здесь, в «Видении отроку Варфоломею», Нестеров нашел ту свою мечту, что занимала его впоследствии на протяжении двадцати-тридцати лет – жизнь православной Руси, жизнь святых чудотворцев, схимников, монахов, праведников и героев духа.

Картина стала первым из цикла работ, посвящённых Сергию Радонежскому, чей образ не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни. За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою: «Юность преподобного Сергия» (1892—1897), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896—1897), «Преподобный Сергий» (1898) и «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898—1899). Последняя картина так и не была полностью написана художником, осталась только в эскизах.

Пустынник

М. Нестеров "Пустынник"

«Пустынник», 1888-1889

Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова. Художник с искренностью и силой опоэтизировал человека, отказавшегося от суетных мирских страстей и нашедшего счастье в уединении и тишине природы. Его старик-монах – простец, с наивной верой в Бога, не искушенный в религиозно-философских мудрствованиях, но чистый сердцем, безгрешный, близкий к земле, – это и делает его таким счастливым. Написал он пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой. Пейзаж был лишен внешних красот, сер и скуден в своей наготе ранней зимы, но пронзительно поэтичен.

М. Нестеров "Портрет академика Павлова"

«Портрет академика Павлова», 1935

Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу. Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого. Живописец делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Пейзаж за окном – коттеджи, построенные для сотрудников Павлова – виден словно бы в туманной дымке. Краски портрета – светлые, серебристые, выявляют утреннюю свежесть этой бодрой прекрасной старости, утро творчества.

Философы

Философы

«Философы» (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский), 1917

В портретах С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Автор избрал жанр парного портрета, чтобы показать два антиномических характера в едином поиске истины. Вечереет. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта.

М. Нестеров "Зима в монастыре"

«Зима в монастыре», 1904

Одна из самых прекрасных, чистых и свежих картин Нестерова, в которой так емко и глубоко отражено смятение человеческого духа, в данном случае молодой красивой монахини, вышедшей на белый снег и словно влекомой к себе голосами мирской жизни…Красное платье и окружающий пейзаж относятся к высшим достижениям Нестерова-колориста.

М. Нестеров "Отрок Варфоломей", этюд

«Отрок Варфоломей», этюд, 1889

Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. Задача была не из легких. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея.

М. Нестеров "Молчание"

«Молчание»

В Соловках была написана одна из лучших картин Нестерова «Молчание». Залив у подножия Рапирной горы. Таинственный свет белой ночи. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. Состояние природы чутко уловлено художником. Мастерство композиции здесь проявляется в ее лаконизме, выборе крупных планов, скупости обобщающих линий.

М. Нестеров "Великий постриг"

«Великий постриг», (1897-1898)

Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. По его словам, он испытал «молниеносную любовь». В Кисловодске он встретился с девушкой – она была певицей и выступала с гастролями в местной опере – и был захвачен не красотой ее, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты.Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви. Он написал старообрядческий скит, затерявшийся в лесной глуши – такие он видел на родине и в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. Здесь же церковь, часовенка. По узкой улице движется медленная процессия, длинная вереница женщин разных возрастов, одетых в черные монашеские рясы. Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Это композиционный и эмоциональный центр картины – девушка, юная, чистая, кроткая, с глубокой печалью в сердце. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Можно только гадать, несчастная ли любовь причина их ухода из мира или просто отвращение к его грязи и пошлости. За девушками следует старуха с девочкой. Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. Высокое мастерство декоративного решения целого соединяется здесь с умением выразить лирико-драматический настрой, подобный музыкальному.

Теги: , , , , , , , ,

Комментарии закрыты.