Вы находитесь здесь: Главная > Шедевры русской живописи > Картина И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Картина И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

И. Репин "Запорожцы..." (фрагмент)

Основой этой известной картины послужили подлинные исторические события.

О них мы и расскажем прежде всего, чтобы сюжет полотна стал ясен и по достоинству оценён зрителями.

Историческая основа картины

19-ый османский султан Мехмед IV Охотник (Авджи), правивший в 1648-1687 гг., в 1672 г. начал войну с Польшей. В результате Журавненского мира (1676 г.) Польша уступила Османской империи Подолию (историко-географическая область на западе и юго-западе Украины и частично в Приднестровье) и часть Украины.

Султан Мехмед IV Охотник (Авджи)

Существует легенда, по которой султан, прежде чем отправить войска на Запорожскую Сечь, послал запорожцам требование покориться ему как владыке всего мира и наместнику Бога на земле.

Запорожцы ответили на это письмом, не стесняясь в выражениях. Они откровенно смеялись над доблестью султана, насмехались над его высоким мнением о себе и над званием «непобедимого рыцаря», которое он присвоил себе сам. Вот поэтому атмосфера и настроение среди казаков, сочиняющих текст ответа, полны веселья и приподнятого настроения.

Текст письма султана Мехмеда IV

Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.

Султан турецкий Мехмед IV.

Ответ запорожцев

Ответ Запорожцев Магомету IV

Запорожские казаки турецкому султану!

Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Какой ты к чёрту рыцарь, когда голой жопой ежа не убьёшь. Чёрт высирает, а твое войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой […]

Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Большого и Малого Египта свинопас, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида внук и […]. Свиная ты морда, кобылиная срака, мясницкая собака, некрещённый лоб, мать твою…

Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в жопу нас!

Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским.

История создания картины

И. Репин "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"

Оригинал этого письма не сохранился, но екатеринославский этнограф-любитель Я. П. Новицкий нашёл копию, сделанную в XVIII в. Он передал её известному историку Д. Яворницкому. Однажды историк, чтобы развлечь своих гостей, зачитал это письмо присутствующим в его доме, среди которых был и художник И. Репин. Художника заинтересовал этот сюжет, и в 1880 г. он начал делать этюды для картины.

Дмитрий Иванович Яворницкий

Яворницкий хорошо знал историю Украины, он много помог художнику в работе над этим полотном, которое было громадным не только по сюжету, но и по размеру: 2,03×3,58 м.

Этюды к картине создавались Репиным в кубанской станице Пашковской (сейчас это микрорайон г. Краснодара), Екатеринодаре (сейчас Краснодар), в поместье Качановка Черниговской губернии и в Кубанской области.

Зарисовки он делал и во время путешествия по Запорожью в 1880-1881 гг.

Эскиз древесным углем (1878). Третьяковская галерея

Прототипами персонажей знаменитого полотна послужили Репину его друзья и знакомые, многие из которых являются известными историческими личностями. Например, в образе писаря изображён Дмитрий Иванович Яворницкий.

Фрагмент картины

А вот другой персонаж «Запорожцев…»

Фрагмент картины

Существует версия, что для этого персонажа позировал известный журналист того времени Владимир Гиляровский, которого называли «Королём репортёров». Вы можете сравнить его изображение на картине Репина с портретом художника С. Малютина (1915).

С. Малютин «Король репортёров» (В. Гиляровский)

Образ высокого казака с повязкой на голове создан с руководителя класса батальной живописи в Академии художеств Н. Д. Кузнецова. По национальности он был греком и на картине символизировал образ старшего сына Тараса Бульбы – Остапа.

Фрагмент картины

А один из центральных персонажей картины, кошевой атаман Иван Дмитриевич Серко, был написан с командующего Киевским военным округом генерала Михаила Ивановича Драгомирова.

Фрагмент картины

Сравните с его портретом.

И. Репин «Портрет М.И. Драгомирова» (1889 г.)

Картину «Запорожцы…» И. Репин писал почти 13 лет.

Описание картины

Группа запорожцев 

Фрагмент картины

Группа изображена крупным планом, приближена к зрителю, который как бы оказывается свидетелем происходящего. Связь отдельных фигур группы создает ощущение духовной близости атамана Серко и его соратников.
Зритель видит картину последовательно, переходя глазами от одной фигуры к другой.

В процессе работы Репин лепил из глины фигурки запорожцев в различных позах и компоновал их в группы.

Яркий цвет одежды некоторых запорожцев акцентирует наиболее значительные персонажи.

Задний план картины

Фрагмент картины

Сумерки. Дым костров. В поднятых руках как бы колышутся пики, колья; чувствуется, что вся Сечь возбуждена и кипит гневом. На этом фоне изображена центральная группа запорожцев.
Максимальная пластическая выразительность каждого образа, его  психического состояния.
Запорожцы сгрудились вокруг писаря. Письмо сочиняют сообща, каждый из участников добавляет колкие словечки и прибаутки. Удачная шутка вызывает взрыв хохота и одобрение присутствующих. Общий смех подчёркивает презрение запорожцев к угрозе турецкого султана. Репин сумел передать тончайшие нюансы смеха: от едва заметной улыбки писаря до раскатистого хохота Тараса Бульбы.
«Со стороны передачи всех возможных ступеней смеха Репин добился здесь путем длительной, упорной работы и постоянных переписываний и улучшений, таких результатов, что на основании нескольких десятков голов запорожцев можно составить исчерпывающий своеобразный «атлас смеха», – писал И. Грабарь.
В бурном взрыве смеха и в удалом веселье казаков выражена сила народного духа, презрение к врагу.

Индивидуальные характеры запорожцев переданы художником в момент единого душевного порыва, но каждый по-своему реагирует на происходящее. Весело, задорно, но и ехидно улыбается, смеется, хохочет запорожское войско.

Картина была уже закончена, а художник всё вносил в неё изменения. Справа на холсте, где стоит спиной к зрителю казак в серой бурке, раньше был написан толстый хохочущий запорожец с черными усами. Но Репин посчитал этого персонажа повторяющим казака в белой папахе. Он пожертвовал этой фигурой и записал ее. «Этюд головы смеющегося казака» находится сейчас в частном собрании за границей.

«Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины! – писал Репин А. С. Суворину. – Чего только тут не было! Была и лошадиная морда; была и спина в рубахе; был смеющийся – великолепная фигура, – всё не удовлетворяло , пока я не остановился на этой дюжей простой спине, мне она понравилась, и с ней я уже быстро привел всю картину в полную гармонию. И теперь, хотя бы 1 000 000 корреспондентов «Тimеs» разносили меня в пух и прах, я остался бы при всем своем; я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха».

Судьба картины

Хотя некоторые критиковали её за «историческую недостоверность», она имела шумный успех, побывала на нескольких выставках в России и за рубежом (Чикаго, Будапешт, Мюнхен, Стокгольм), а в 1892 г. её купил за 35 тыс. рублей император Александр III.

После революции 1917 г. она поступила в собрание Государственного Русского музея, где и находится до сегодняшнего дня.

Существует и второй вариант картины, который Репин попытался сделать более «исторически достоверным». Он хранится в Харьковском художественном музее. Но этот вариант остался незаконченным.

Второй вариант картины И. Репина "Запорожцы..."

Постскриптум

На пересечении ул. Красной и Горького в г. Краснодаре по мотивам картины И. Репина установлен барельеф, созданный по идее администрации города. Автором композиции является скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). Памятник открыт в 2008 г., через 120 лет после посещения Репиным Кубани. Надпись на памятнике: «Сей памятный знак поставлен в честь славных предков наших – кубанцев, наследников воинства Запорожского, послуживших русскому художнику Илье Репину прототипами героев картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Барельеф в г. Краснодаре

Теги: , , , , , , , , , ,

Комментарии закрыты.