Вы находитесь здесь: Главная > Шедевры русской живописи > Картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни»

В. Суриков "Автопортрет" (1879)

1 марта 1881 г. на очередной выставке Товарищества передвижных художественных выставок была представлена картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Это была первая работа художника, выставленная на суд зрителей.

А.П. Боткина (дочь П.М. Третьякова) вспоминала: «…никто не начинал так. Он не раскачивался, не примеривался и как гром грянул этим произведением».

П.М. Третьяков, бывший тонким ценителем живописи, сразу приобрёл эту картину. Позже в его коллекции оказались и два других исторических полотна Сурикова: «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова».

В. Суриков "Утро стрелецкой казни", ГТГ

Сюжетом своей первой исторической картины Суриков взял казнь стрельцов, но самой казни не показал. Почему? Он не ставил своей задачей поразить зрителя кровавыми ужасами. Его задача была другой. Вот об этом следует поговорить отдельно. Но чтобы правильно понять и оценить это полотно, надо вспомнить историческое событие, которому оно посвящено.

На картине изображены события эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. 

Предыстория

Царевна Софья

Софья Алексеевна (1657-1704) – царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682-1689 гг. регент при младших братьях Петре и Иване.

После смерти Фёдора Алексеевича (он был бездетным) его братья: слабый физически 16-летний Иван и 10-летний Пётр – были провозглашены Патриархом Иоакимом и боярами царями одновременно оба. Бояре Милославские во главе с Софьей решили оспорить царское двоевластие. В мае 1682 г. Софья инспирировала Стрелецкий бунт. Стрельцы в то время были одной из главных военных сил государства. Но в конце XVII в. положение их значительно ухудшилось, в результате этого среди солдат неоднократно происходили бунты.

Пётр, будучи ребёнком,  видел, как стрельцы расправлялись со сторонниками его родственников – Нарышкиных (его мать происходила из рода Нарышкиных). Она была вынуждена скрываться в Преображенском. Существует мнение, что именно после этого у Петра начались судорожные подёргивания лица, которые впоследствии пугали окружающих.

Софья пришла к власти, опираясь на своего фаворита Василия Голицына и стрельцов. 

Софья Алексеевна. Автор портрета – неизвестный западноевропейский художник

Софью современники считали умной, властной и честолюбивой. Она знала польский язык, латынь и даже сочиняла стихи. Вольтер так характеризовал её: «Правительница имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов; все они были омрачены громадным её честолюбием».

У неё не было законной возможности взойти на престол, но она жаждала власти.

При ней был заключен выгодный для России «Вечный мир» с Польшей, первый русско-китайский договор, который действовал до 1858 г. В 1687 и 1689 гг. под руководством Василия Голицына были предприняты походы против крымских татар, которые укрепили авторитет России.

В 1687 г. была образована Эллино-греческая академия – первое светское высшее учебное заведение России, впоследствии из неё образовался Императорский Московский университет (1755 г.). 

Когда Петру исполнилось 17 лет, он, по настоянию матери, царицы Натальи Кирилловны, женился на Евдокии Лопухиной. По понятиям того времени, это была пора совершеннолетия. Старший царь Иван тоже был женат. Для регентства Софьи не оставалось формальных оснований, но она продолжала удерживать в своих руках власть. Пётр делал попытки отстоять свои права, но безрезультатно: стрелецкие начальники и приказные сановники выполняли только распоряжения Софьи.

Между Кремлём (резиденцией Софьи) и Преображенским (где жил Пётр) установилась атмосфера враждебности. Каждая из сторон подозревала противную в намерении кровавого пути к власти.

В ночь с 7-го на 8-е августа несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли царю о готовящемся покушении на него. Пётр был очень напуган и верхом, в сопровождении нескольких телохранителей, тут же ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Утром следующего дня туда же отправились царица Наталья и царица Евдокия в сопровождении всего потешного войска. Известие о бегстве царя из Преображенского все понимали как начало междоусобицы, грозившей большим кровопролитием. Софья отправила патриарха Иоакима в Троицу, чтобы склонить Петра к примирению, но в Москву патриарх не возвратился, оставшись с царём.

Пётр потребовал всем стрелецким полковникам явиться в распоряжение царя, за неисполнение – смертная казнь. Софья же запретила стрельцам отлучаться из Москвы, также под страхом смерти.

Некоторые стрельцы тайком перебегали к Троице. Софья чувствовала, что время работает против неё. А тем временем Пётр в Троице вёл образцовую жизнь Московского царя: присутствовал на всех богослужениях, беседовал с членами боярской думы, церковными иерархами, отдыхал только в кругу семьи, носил русское платье, немцев не принимал.

Софья постепенно теряла своих сторонников. Активно поддерживал её только начальник стрелецкого приказа Ф. Л. Шакловитый, старавшийся удержать стрельцов в Москве.

Пётр издал указ арестовать Шакловитого и доставить в Троицу в цепях для следствия по делу о покушении на царя, а все, кто поддержит Шакловитого разделят его судьбу. Остававшиеся в Москве стрельцы потребовали от Софьи выдачи Шакловитого. Шакловитый был отвезён в Троицу, под пыткой дал признание и был обезглавлен.

Пётр потребовал, чтобы Софья удалилась в Святодуховский монастырь (Путивль), и ей пришлось подчиниться. Вскоре Пётр перевёл её в Новодевичий монастырь, где она содержалась под стражей.

Во время стрелецкого восстания 1698 г. стрельцы, по данным следствия, намеревались позвать её на царство. После подавления бунта Софья пострижена в монахини под именем Сусанны.

И. Репин «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре»

Стрелецкий бунт

6 июня 1698 г. стрельцы сместили своих начальников, избрали по 4 выборных в каждом полку и направились к Москве. Восставших было 2200 человек. Они намеревались возвести на престол царевну Софью или, в случае её отказа, В. В. Голицына, находившегося в ссылке.

Правительство направило против стрельцов Преображенский, Семёновский, Лефортовский и Бутырский полки (всего около 4000 человек) и дворянскую конницу под командованием А. С. Шеина, генерала П. Гордона и генерал-поручика князя И. М. Кольцова-Мосальского.

17 июня, опередив стрельцов, А. И. Репнин занял Новоиерусалимский (Воскресенский) монастырь, и 18 июня восставшие были разбиты.

По приказу Шеина были повешены 56 главарей бунта,  затем ещё 74 «беглеца» в Москву. 140 человек были биты кнутом и сосланы, 1965 человек разосланы по городам и монастырям.

Пётр срочно возвратился из-за границы в августе 1698 г. и возглавил новое следствие («великий розыск»). В Москве начались казни. Всего было казнено около 2000 стрельцов, биты кнутом, клеймены и сосланы 601 (преимущественно несовершеннолетние). Пятерым стрельцам Петр I отрубил головы лично.

О массовых пытках и казнях стрельцов, в том числе и с личным участием царя Петра I, рассказывают многие историки.

Тела казнённых стрельцов долгое время находились у мест казни, и только в конце февраля 1699 г. их похоронили около дорог, ведущих из Москвы. Дворовые места стрельцов в Москве были розданы, строения проданы. Следствие и казни продолжались до 1707 г.

Вот такая длинная предыстория.

А теперь рассмотрим полотно В. Сурикова.

Описание картины В. Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Художник не стал изображать сцены казни, а сосредоточил внимание на психологическом состоянии приговорённых и пытался вместе с ними пережить те чувства, которые испытывает каждый из них в последние минуты своей жизни.

Центром картины являются два персонажа: стрелец с рыжей бородой и царь Пётр.

Молодой Пётр. Фрагмент картины В. Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Их непримиримые взгляды скрещиваются на полотне. Образ рыжебородого стрельца Суриков долго искал. «Рыжий стрелец – это  могильщик, на кладбище я его увидел, – рассказывал художник, – злой, непокорный тип». Он не покорился, этот стрелец, и сейчас. Даже зажжённую свечу он сжал в руке, словно нож.

Фрагменты картины В. Сурикова "Утро стрелецкой казни"

Идут последние минуты перед казнью…Действие происходит в Москве на Красной площади, на фоне храма Василия Блаженного.

Ещё не полностью рассеялся туман раннего осеннего утра. Все персонажи картины показаны эмоционально: первого приговоренного солдаты уже тащат к виселице. Затравленно озирается вокруг чернобородый стрелец. Взгляд седого стрельца безумен – он в ужасе от того, что сейчас произойдет. Стрелец на телеге прощается с народом, склонившись. Отчаянно кричит молодая жена стрельца, бессильно опустилась на землю старуха-мать.

Тёмный и тяжёлый колорит полотна подчёркивает трагизм происходящего.

Для картины символично число 7: на картине присутствует 7 свечей, 7 видимых с места события глав храма Василия Блаженного, 7 стрельцов (одного увели, осталась лишь свечка, как изображение его души).

7 свечей на картине В. Сурикова "Утро стрелецкой казни"

Воспоминания В. Сурикова о создании картины

«Казнь стрельцов» так пошла: раз свечу зажженную днем на белой рубахе увидал, с рефлексами.
Я в Петербурге еще решил «Стрельцов» писать. Задумал я их, ещё когда в Петербург из Сибири ехал. Тогда ещё красоту Москвы увидал. Памятники, площади – они  мне дали ту обстановку, в которой я мог поместить свои сибирские впечатления. 

Я когда «Стрельцов» писал – ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Кровью кругом пахнет. Боялся я ночей. Проснешься и обрадуешься. Посмотришь на картину. Слава Богу, никакого этого ужаса в ней нет. Все была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить. Чтобы спокойствие во всем было. Все боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства. Я сам-то свят, – а вот другие… У меня в картине крови не изображено, и казнь еще не начиналась. А я ведь это все – и кровь, и казни в себе переживал. «Утро стрелецких казней»: хорошо их кто-то назвал. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. 

В Москве очень меня соборы поразили. Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался. Этюд я с него писал.
И телеги еще все рисовал. Очень я любил все деревянные принадлежности рисовать: дуги, оглобли, колеса, как что с чем связано. Все для телег, в которых стрельцов привезли. Пётр-то ведь тут между ними ходил. Один из стрельцов ему у плахи сказал: «Отодвинься-ка, царь, – здесь моё место». Я все народ себе представлял, как он волнуется. «Подобно шуму вод многих». Пётр у меня с портрета заграничного путешествия написан, а костюм я у Корба взял.
А дуги-то, телеги для «Стрельцов» – это я по рынкам писал. Пишешь и думаешь – это самое важное во всей картине. На колесах-то – грязь. Раньше-то Москва немощеная была – грязь была чёрная. Кое-где прилипнет, а рядом серебром блестит чистое железо. И вот среди всех драм, что я писал, я эти детали любил. Никогда не было желания потрясти…»   

Теги: , , , , , , , ,

Комментарии закрыты.