Вы находитесь здесь: Главная > Советские художники > Картины Т. Яблонской

Картины Т. Яблонской

Т.Н.Яблонская

Т.Н.Яблонская

Т.Н. Яблонская всю жизнь искала свое «я» в творчестве, а нашла всенародную любовь и признание мастерства.

Татьяна Ниловна Яблонская родилась в Смоленске в 1917 году. Две недели прожила при царе, а затем спокойную жизнь семьи перечеркнула революция. В 1928 году ее родители, опасаясь доносов, перебрались в Украину и поселились в Луганске. С тех пор судьба Татьяны Яблонской прочно связана с Украиной, ее мотивами, природой, народом.

Отдых

Т. Яблонская "Отдых"

Дар художника достался ей от отца. Его домашние уроки были единственным багажом Татьяны перед поступлением в Киевский Художественный институт, однако их с лихвой хватило для зачисления на живописный факультет. Талант и старательность молодой студентки были подмечены преподавателями уже на втором курсе. Ее студенческие работы были отправлены на Всесоюзную художественную выставку, а в 1940 году произошла первая в истории института персональная выставка студентки Яблонской.

За годы учебы Татьяна научилась вживаться в будущую картину, чувствовать и воплощать ее среду, цвет, детали. Началу работы предшествовало большое количество зарисовок, эскизов, необходимых для раскрытия мельчайших деталей сюжета. Манере «живописать» действительность девушка училась у своего руководителя Федора Кричевского. Живописный язык обладал богатым арсеналом средств для передачи зрителю цвето-воздушной среды сюжета, материальности цвета, значения тона и в то же время позволял сохранить цельность живописной поверхности. Именно такую живопись Яблонская считала «настоящей».

Чтобы стать мастером, тонкость восприятия живописных ощущений нужно было закреплять долгой практикой, но этому помешала война. Яблонской пришлось сменить мольберт на сельскохозяйственные и полевые работы. Три года она пасла скот, молотила пшеницу и клала стога. Первой послевоенной работой, которая стала отражением личных военных впечатлений, была картина «Враг приближается». Главная тема полотна – ощущение войны. О ней говорит каждая деталь: колонна беженцев, лица, суровое небо с сизыми облаками. Впервые в этой картине художница использовала прием диагонального построения композиции, который потом будет присутствовать во многих ее полотнах.

Враг приближается

Т. Яблонская "Враг приближается"

Картина «Враг приближается» была единственной, которую высоко оценили и критики, и правительство, и простые люди. Все последующие ее работы «На Днепре, «Вышли на солнышко», «Книга с картинками», «Крещатик», «В парке» – были признаны критиками незначительными. Попытку Яблонской вернуть людям веру в жизнь, в возможное счастье, показать радость от существования в каждом мгновении критики называли показухой и оскорбительной для голодных, измученных людей попыткой приукрасить действительность.

Яблонскую выручала природная восторженность и любовь к жизни. Она продолжала писать то, что видела, пробовала новые техники и стили, меняла цветовую палитру и манеру письма. На восстановление «чувства живописности» ушло много времени. Картиной, в которой это восстановление удалось наилучшим образом, Яблонская считает полотно «На старте» (1947 г). Свежесть и чистоту зимнего дня, сияние молодых лиц художнице, еще не имеющей творческого опыта, удалось умело передать через краску и поверхность холста. Но и эта работа получила отрицательную оценку и была надолго погребена в запасниках Музея украинского искусства.

На старте

Т. Яблонская "На старте"

Правдой жизни художница считает и следующую свою работу – «Хлеб» (1950). Ни о каком художественном приукрашивании и соблюдении законов живописи Яблонская в момент написания картины не думала. Хотела лишь правдиво изобразить жизнь и передать людям свой восторг от самой жизни. Но сочетание синих юбок, белых платков и теплого зерна само по себе создавало живописную картину. Энергия, красота, здоровье счастливых крестьянок, собирающих зерно, отсутствие отрицательных персонажей, сплоченный коллектив – создавали ощущение, что до полного счастья осталось совсем чуть-чуть. Картина «Хлеб» стала гимном труду и достатку народа и принесла Яблонской всесоюзную славу и Сталинскую премию.

Хлеб

Т. Яблонская "Хлеб"

Следующую свою картину «Весна» Яблонская считала невинным сюжетом, не выходящим за рамки пассивного натурализма. И хотя эта картина была отмечена госпремией и принесла художнице славу мастера первой величины, Яблонскую уже манили другие дали. В 1950-1960 г.г. художница увлекается созданием картин-эскизов, которые, по ее мнению, лучше всего раскрывают через привычные повседневные сюжеты важность каждого момента жизни. Многие из этих полотен зрители смогли увидеть лишь через 15 лет после их написания («На окне», «Летом», «Киевские этюды», «На улицу хочется», «Зимнее окно»).

Весна

Т. Яблонская "Весна"

В поисках самовыражения и своего «я» художница увлеклась национальной формой в искусстве, графическим обобщением. В это время появляются картины «Невеста», «Колыбель», «Бумажные цветы», «Мать и дитя».

Невеста

Т. Яблонская "Невеста"

После поездки в 1972 году в Италию Татьяну Яблонскую поразило своей высокой духовностью и искренностью искусство раннего итальянского Возрождения. Она опять меняет технику письма и пишет картину «Вечер. Старая Флоренция».

Вечер. Старая Флоренция.

Т. Яблонская "Вечер. Старая Флоренция"

Но все же после долгих поисков и экспериментов художница опять возвращается к живописи. Она поняла, что только «настоящая» живопись способна придать произведению подлинную ценность. В последние годы художница писала только натюрморты, пейзажи за окном. А последней ее работой, написанной в день смерти, стал букет колокольчиков на окне.

Колокольчики

Т. Яблонская "Колокольчики"

Теги: , , ,

Комментарии закрыты.