Вы находитесь здесь: Главная > Художники эпохи Возрождения > Альбрехт Дюрер «Апокалипсис»

Альбрехт Дюрер «Апокалипсис»

А. Дюрер "Автопортрет" (фрагмент)

А́льбрехт Дю́рер (1471-1528) – немецкий живописец и график, крупнейший европейский мастер ксилографии (гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры).

Творчество А. Дюрера огромно: он был живописцем, много работал в портретном жанре, с его именем связано становление автопортрета как жанра; сохранилось также около 970 рисунков художника разных жанров; Дюрер создал 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди, причём он был первым немецким художником, который создавал гравюры одновременно на дереве и на меди. Кроме того, Дюрер создал 20 экслибрисов, по его схемам и наброскам создавали витражи.

Экслибрис – книжный знак. Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считается Германия, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

Экслибрис А. Дюрера

Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 г. Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер». Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), впоследствии у него появилось в этом множество подражателей.

Один из рисунков витражей – сюжет для церкви св. Якоба в Штраубинге «Моисей, получающий десять заповедей». Витраж по рисунку Дюрера выполнен в 1500 г. в мастерской Фейта Хиршфогеля.

Витраж по рисунку А. Дюрера

Кроме того, А. Дюрер был учёным и теоретиком. В 1515 г. он совместно с немецкими учёными выполнил три гравюры на дереве, на которых изобразил карты южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Это были одновременно произведения искусства и ценнейшие памятники науки.

Известен был Дюрер и как математик, геометр, изучавший теорию перспективы. В истории математики Дюрер считается одним из основателей теории кривых и начертательной геометрии.

А. Дюрер "Автопортрет"

Он также начал работу над созданием учебника живописи, написал трактат, посвящённый теоретическому систематизированию знаний об искусстве. Эта работа осталась незавершённой.

В последние годы жизни Альбрехт Дюрер работал над усовершенствованием оборонительных укреплений, т.к. многие средневековые сооружения с развитием огнестрельного оружия стали неэффективными. В 1527 г. он создал труд «Руководство к укреплению городов, замков и теснин», в котором описал принципиально новый тип укреплений, названный им бастея.

Гравюры А. Дюрера к «Апокалипсису»

В конце 1490-х годов он создал один из своих шедевров – серию гравюр на дереве «Апокалипсис».

Но трудно говорить об иллюстрациях к «Апокалипсису», не уяснив, что есть сам «Апокалипсис».

«Откровение» Иоанна Богослова, или «Апокалипсис»

Так называется последняя книга Нового Завета. В книге описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами, поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним конца света или катастрофы планетарного масштаба.  Книга описывает также Второе пришествие Иисуса Христа и события после него.

Традиционно автором «Откровения» считают Иоанна Богослова. Но существуют и другие мнения о том, что, возможно, автором был другой Иоанн, также ученик Христа. В богослужебную практику православной церкви «Апокалипсис» не входит.

По содержанию и стилю «Апокалипсис» резко отличается от других текстов Нового Завета. В нём излагается полученное Иоанном от Бога откровение: на Земле должен родиться антихрист. Антихрист – это антипод Христа (в переводе с греческого – «против (вместо) Христа»), противник Христа, выдающий себя за Мессию, но имеющий злую сущность.

Лука Синьорелли «Антихрист и дьявол» (фреска)

Иоанн Богослов повествует о том, что антихрист на Земле будет действовать 3,5 года, затем наступит Второе пришествие Иисуса Христа, конец света и Страшный суд. Присутствующие в книге образы апокалиптических всадников, вавилонской блудницы и др. исследуются богословами, а расшифровать и истолковать число зверя 666 пытаются до сих пор, хотя в книге Иоанн Богослов говорит об этом вполне определённо. Образы в «Откровении» заимствованы из ветхозаветных пророчеств, что подчёркивает преемственность ветхозаветного и новозаветного учения.

Книга заканчивается пророчеством о том, что в тяжёлой борьбе Бог одержит победу над дьяволом, возникнет «новое небо и новая земля», и тогда Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме. «Ей, гряди, Господи Иисусе!» – так заканчивается книга. Любой христианин желает приблизить эту грядущую победу.

Серия гравюр А. Дюрера

Всего в серии 15 гравюр. Они были созданы им в 1496-1498 гг. после первого путешествия в Италию. Возможно, их популярность в то время объясняется отчасти и тем, что в 1500 г. ожидался очередной конец света, хотя известно из книг Священного писания, что этой даты никто, кроме Бога, не знает, и вычислять её бессмысленно.

Серия «Апокалипсис» принесла А. Дюреру мировую славу.

Гравюра 1. «Мученичество Иоанна Богослова»

А. Дюрер «Мученичество Иоанна Богослова»

Она иллюстрирует не текст «Откровения», а эпизоды из жизни святого Иоанна. Известно, что Иоанн был приговорён к смерти за то, что отказался поклоняться языческим богам. Его бросили в котёл с кипящим маслом, но он остался невредим. Затем его сослали на остров Патмос, где он и написал «Откровение».

Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Слева восседает на троне император Домициан и его придворный с мечом, оба одеты турками (так в то время принято было изображать врагов Христа). В левом углу в плаще стоит внимательный наблюдатель (возможно, Дюрер изобразил себя). В толпе на площади городка солдаты и граждане по-разному реагируют на происходящее: одни сочувствуют ему, другие осуждают.

Гравюра 4. «Четыре всадника «Апокалипсиса»

Эта гравюра иллюстрирует 6 главу «Откровения». На ней изображено 4 всадника (справа налево): первый – Завоевание с венцом и луком; второй – Война с мечом; третий – Голод с весами; четвертый – Смерть на неподкованном неосёдланном тощем коне в виде худого старика с трезубцем.

В левом нижнем углу гравюры изображён ад в виде чудовища с широко распахнутой пастью. Люди пытаются избегнуть этого чудовища. Это представители разных сословий: правитель, чей головной убор представляет собой смесь царской короны и митры епископа, горожанка в приличной одежде, бюргер, крестьянин и др.

А. Дюрер «Четыре всадника «Апокалипсиса»

Для сопоставления мы приводим содержание 6 главы.

1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

3 И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.

4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

6 И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.

8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

Гравюра 15. «Низвержение cатаны в бездну и Новый Иерусалим»

На этой гравюре изображено 2 сюжета «Откровения»:

1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.

2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,

3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время (гл. 20).

А. Дюрер «Низвержение сатаны в бездну и Новый Иерусалим»

В центре – Ангел со связкой ключей, в этой связке и ключ от бездны. В левой руке Ангела дракон на цепи. Дракон должен быть низвергнут в бездну. Обратного пути оттуда нет.

На вершине холма – Новый Иерусалим, вход в него охраняет другой ангел.

1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

2 И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.

4 И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (гл. 21).

Теги: , , , , , , , , , , ,

Комментарии закрыты.