Вы находитесь здесь: Главная > Шедевры русской живописи > Картина Фирсова «Юный живописец»

Картина Фирсова «Юный живописец»

2

Государственная Третьяковская галерея

«Юный живописец» – картина одного из самых загадочных художников России.

Картина И.И. Фирсова «Юный живописец» — самое раннее произведение русского бытового жанра. Написана она (холст, масло, 67х56) И.И. Фирсовым в 1760-е годы.

П. М. Третьяков купил эту картину у коллекционера Н. Д. Быкова с подписью Лосенко. В дальнейшем было установлено, что подпись фальшивая, а картина написана одним из самых загадочных художников XVIII века Иваном Фирсовым. Постепенно в результате усилий нескольких поколений исследователей стал вырисовываться жизненный и творческий путь этого первого русского жанриста. Теперь с большой степенью вероятности можно предположить, что эта картина написана художником в Париже, где на него произвели глубокое впечатление жанры Шардена, Леписье, Перроно и Грёза.

3

И. Фирсов "Юный живописец"

«Юный живописец» – это первая русская картина о жизни обыкновенных людей. У картины занятная история. Перед нами на холсте – мастерская художника. Мягкий свет льется в окно. На стене – картины, одна – портрет, другая изображает уголок леса. На столе белая гипсовая скульптура-бюст и кукла с подвижными руками и ногами – манекен. Такая кукла помогает художнику правильно передавать разные положения человеческого тела. На деревянной треногой подставке – мольберте – укреплен холст, натянутый на подрамник. А вот и сам художник. Он еще совсем мальчик. Ему лет четырнадцать.

И. Фирсов "Юный живописец". Фрагмент

Мальчик в мундире ученика Академии пишет портрет маленькой трогательной девочки в скромной небольшой комнате. Атмосфера серьезности, труда, моральной чистоты дорога Фирсову, и он с искренней теплотой передает интерьер, ясно и свободно располагает в нем своих персонажей и предметы. Простой будничный мотив оказывается исполненным подлинной поэзии. Лиризм картины усиливается неяркой, но тонкой цветовой гаммой, где доминируют зеленовато-серые и розовые тона. Возможно, именно в такой обстановке жили и работали русские художники в Париже.

Картина Фирсова подкупает непосредственностью и свежестью впечатления. Очаровательная домашняя сценка как бы подсмотрена автором, списана с жизни. Участники сценки объединены общим действием, заворожены процессом превращения «натуры» в «произведение искусства». На глазах у зрителя рождается картина.

На картинах И. Фирсова изображены герои далекого прошлого. Художник узнал об их подвигах из старинных книг и сказаний. На картине «Юный живописец» представлены люди, которые жили в одно время с художником и, наверно, были ему хорошо знакомы. И заняты они самым обыкновенным делом. Хотя на холсте не происходит никаких важных происшествий, он очень привлекает зрителей. Картина написана с большим чувством. Она не заставляет думать о серьезных вещах, но зрителям передается сердечность, с которой она написана. Художник любит людей, которых изображает, их ничем не примечательную жизнь. Ему дорог этот мальчик-живописец, приятна его уютная, скромная мастерская, близко его занятие.

Когда один знаток искусства увидел «Юного живописца» рядом с торжественными полотнами про чудесные подвиги богов и древних героев, он хорошо сказал, что эта картина – словно маленькая запущенная лужайка, поросшая ромашкой и одуванчиками, в парадном, празднично ухоженном парке.

4

Академия художеств

Академия художеств XVIII века с ее тягой к живописи исторической, с ее требованиями изображать «возвышенное» и «героическое», считала бытовой жанр «низшим родом» живописи. Поэтому все самое значительное в этой области было создано вне Академии, а художников, обращавшихся к бытовой теме, немного. Это – И. Фирсов, М. Шибанов, И. Ерменев. Хронологически первое место среди них занимает Иван Иванович Фирсов. О самом художнике известно мало. Сын московского купца, Иван Фирсов был живописцем-декоратором в Канцелярии от строений, а потом – живописцем Дирекции императорских театров. В 1765 г. отправлен в чужие края для совершенствования в живописи и театральной науке. В Париже занимался в мастерской Вьенна. По возвращении в Россию в 1768 г. продолжал работать в Дирекции театров.

Картина И.И. Фирсова «Юный живописец» остается редким примером бытового жанра XVIII века и единственным полотном подобного рода в творчестве И.И. Фирсова (известна всего лишь еще одна картина его кисти – декоративное панно «Цветы и фрукты», 1754 г.). Привлекает серьезность и одновременно простота, с которой художник передает незатейливый обыденный сюжет. Картина свидетельствует о большом таланте художника, о его высоком профессиональном мастерстве.

Заграничное пенсионерство Фирсова почти не повлияло на его положение в художественном мире. Известно , что в 1771 году Фирсов исполнил ряд икон и декоративных росписей, которые до нас не дошли. «Юный живописец» остается одиноким в творчестве замечательного русского мастера. По-видимому, Фирсов был наиболее одарен как раз в той области искусства, которая так мало могла найти применения в русской действительности второй половины XVIII века.

По-видимому, его жизнь была полна всяких драматических переживаний и конфликтов. В 1784 году Фирсов тяжело заболел и попал в «смирительный дом». Его картина так и оставалась в мастерской, чуждая вкусам времени. Только с приходом в русское искусство Тропинина и Венецианова бытовая жанровая живопись была признана достойной сферой художественного творчества. Но картине Фирсова пришлось ждать «своего часа» еще почти целое столетие.

Теги: , , , , ,

Комментарии закрыты.