Вы находитесь здесь: Главная > Голландские художники > Рембрандт: картины

Рембрандт: картины

Рембрандт. Автопортрет (1662\1669)

Рембрандт "Автопортрет "

Выдающийся голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669 гг.) оставил огромное художественное наследие.

Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков. Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». Университетское образование в университете Лейдена он быстро променял на обучение живописи у Сваненбюрха, от которого он перешел в мастерскую Питера Ластмана в Амстердаме. Проучился он у него недолго, и в возрасте 18 лет вернулся в Лейден, где открыл мастерскую с помощью местных общественных деятелей-гуманистов. Один из этих деятелей, Петрус Скивериус, и заказал у Рембрандта первое дошедшее до наших дней полотно мастера – «Избиение Святого Стефана».

Рембрандт "Избиение святого Стефана"

В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику. Позже Рембрандт отойдет от резкой полихромии, присущей школе Ластмана, и станет писать полотна в коричневых тонах с таинственными светотеневыми эффектами. Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме». Уже в этих работах в полной мере проявилась тяга художника к психологизму и редкостной натуралистичной изображения. В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр.).

Рембрандт "Христос в Эммаусе"

В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира. Здесь он удачно женится на Саскии ван Эйленбюрх, которая была младшей дочерью лееверденского бургомистра. Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет. Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. Его муза умерла от туберкулеза, а из их совместных детей выжил только один сын Титус, которого художник также пережил. Еще одной его музой принято считать молодую служанку Хендрикье Стоффельс, которая поступила к нему на службу в 1647 году. Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ.

Рембрандт "Автопортрет с Саскией на коленях"

Коммерческие дела Рембрандта также наладились сразу же по прибытии в Амстердам. Здесь он проживал в доме торговца картинами. В 1632 году он создает картину «Урок анатомии доктора Тюлпа», благодаря которой становится знаменитым и получает многочисленные заказы. Многие портреты этого времени отличаются детальной проработкой одежды, интерьера и украшений заказчиков («Портрет пастора Ансло»), но есть работы в стиле барокко («Ослепление Самсона») и картины с драматическим сюжетом («Снятие с креста»).

Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г.), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные. Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). Работает над гравюрой «Христос, исцеляющий больных», известный под названием «Лист за сто гульденов». (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана).

Рембрандт "Ночной дозор"

Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). Этот период творчества совпал с его личным банкротством. Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале. В эти годы создается ряд портретов простых людей, стариков, старух, солдат, моделями которых, возможно, были его соседи. На полотнах лица и руки озарены светом, прорисованы все морщинки, что, возможно, отражало стремление художника показать внешний образ тех, кто прошел суровые испытания подобно самому автору.

Рембрандт "Возвращение блудного сына"

Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту. Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). На своем последнем автопортрете он изобразил себя пожилым, больным человеком, который, однако, твердо смотрит в свое будущее, которое действительно принесло ему бессмертную славу одного из величайших художников в истории человечества.

Теги: , , , ,

Комментарии закрыты.