Вы находитесь здесь: Главная > Испанские художники > Лошади на картинах Веласкеса

Лошади на картинах Веласкеса

Д. Веласкес "Белая лошадь"

Лошадь в разные времена являлась источником вдохновения для скульпторов, художников, писателей и поэтов. Часто лошади появляются и на картинах Диего Веласкеса. Но в его картинах всё-таки предпочтение отдаётся людям, а лошади являются как бы антуражем, дополняющим характеристику изображаемого им персонажа.

И только на одной его картине лошадь – главное действующее лицо. Эта картина так и называется: «Белая лошадь».

«Белая лошадь» (1634-1635)

Картина несколько загадочна, она даёт повод к размышлениям: что случилось со всадником? что испугало лошадь? почему так тревожен фон картины?

Очевидно, что всадник был – мы видим седло, но преимущественно красный фон картины подсказывает зрителю, что лошадь почуяла беду или участвовала в батальной сцене. Она могла сбросить наездника, но он мог и пасть в бою…

Д. Веласкес "Белая лошадь"

Вздыбленная лошадь изображена Веласкесом реалистически, но в то же время в картине очевидно выражено романтичное отношение художника к этому сильному и грациозному животному.

«Сдача Бреды» (1635)

Это историческая и психологическая картина, к которой можно дать подзаголовок «Победители и побежденные», хотя второе название картины «Копья» объясняется тем, что почти треть полотна занята изображением копий испанской армии, составляющих важную часть композиции. Эта картина, как и все следующие, описанные нами, находится в музее Прадо в Мадриде.

Д. Веласкес "Сдача Бреды"

Расскажем немного об истории картины. На ней изображена непосредственно сцена передачи ключа от крепости Бреда. Но этому моменту предшествовала многомесячная осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. В 80-летней войне Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами, протестантская часть которых отделилась от испанской короны, создав Утрехтскую унию. Амброзио Спинола, использовав паузу, возникшую в тридцатилетней войне, осадил крепость. С военной точки зрения осада Бреды была абсолютно бесполезным предприятием, имеющим основной целью поднятие духа войск, но с точки зрения политики имела большой эффект. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой.

Сжет картины прост: губернатор  Юстин Нассауский передаёт ключи от города главнокомандующему испанскими войсками Амброзио Спиноле  5 июня 1625 г.

Предводитель разбитых голландцев вызывает сочувствие своим унизительным положением. Он ниже ростом и в какой-то мешковатой одежде, в стоптанных сапогах. Его лицо выражает необходимость принять случившееся с достоинством. Победитель высок и снисходителен. Картина  лишена всякого пафоса. Спинола сдержан и почтительно уважителен к побежден­ному противнику – об этом говорит его успокаивающий жест рукой, похлопывающей проигравшего по плечу.

Лошади на этой картине как бы подчёркивают особенности своих хозяев: спокойная скромная лошадь принадлежит побеждённому, а грациозная игривая лошадь Спинолы – под стать победителю.

«Сдача Бреды» – одно из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV. Все они предназначались для зала королевств во дворце Буэн-Ретиро. Рядом с ними были помещены конные портреты трёх поколений правящей королевской семьи. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов.

«Граф Ольварес на коне» (1634)

Д. Веласкес "Граф Ольварес на коне"

Это один из самых великолепных конных пор­третов Веласкеса. В тридцатые годы Диего Веласкес достиг вершины сво­их возможностей. Заказы на картины поступали беспрерывно: они были необходимы для украшения охотничье­го дома Торе де ла Парада и для дворца Буэн-Ретиро. Веласкес создает серию конных портретов представителей королевского клана: в первую очередь Филиппа IV и его жены Изабеллы Бурбон, наследника – принца Бальтасара Карлоса, родите­лей царствующего монарха: Филиппа III и Маргариту Австрийскую.

На картине «Граф Ольварес на коне» изображён первый министр короля. Он полон уверенности в себе и осознаёт своё величие. Мастерски переданы ближние и дальние планы.

Под копытами породистого скаку­на видны дороги и сбегающие по склонам голубые рощи.

Прекрасен и всадник Ольварес, которого художник разворачивает в пространстве картины. Вставший на дыбы конь являет собой ожившую скульптуру. Кстати, именно благодаря протекции графа Ольвареса, Веласкес получил место придворного живописца.

Конный портрет короля Филиппа IV (1634-1635)

Филипп IV был сыном и преемником Филиппа III. Он вступил на престол 16-летним юношей и, подобно отцу, не имел ни охоты, ни способности к государственной деятельности. Преданный удовольствиям придворной жизни, он возложил все бремя управления государством на своего любимца, графа Ольвареса, человека властолюбивого, алчного и мстительного. Двор утопал в роскоши, а народ находился в бедственном положении.

Д. Веласкес "Конный портрет короля Филиппа IV"

Деспотическое управление Филиппа IV вызвало целый ряд народных восстаний в различных частях монархии.

На картине Филипп IV изображён в полном соответствии с королевскими регалиями. Но портрет кажется несколько статичным, хотя король сидит на вздыбленной лошади.  Чувствуется, что для художника важнее было передать величие короля, нежели красоту лошади. Гораздо лучше художнику удался пейзаж – он получился живым и реалистичным.

Конный портрет королевы Изабеллы Бурбон (1635-1636)

Д. Веласкес "Конный портрет королевы Изабеллы Бурбон"

Здесь также на первом плане  торжественная и спокойная поступь королевы на прогулке. Внимание зрителя концентрируется на изображении всадницы, её роскошного одеяния, которое закрывает не только почти всю лошадь, но и составляет треть картины; остальное, в том числе и лошадь, уходят на второй план. Лошадь спокойна, выдрессирована и ухожена. Она покрыта ковром в тон одежды королевы. Кажется, лошадь понимает, кого несёт на своей спине…

Пейзаж подчеркивает величие королевской власти.

Конный портрет принца Балтазара Карлоса (1636)

Д. Веласкес "Конный портрет принца Балтазара"

В 1636 г. появляется портрет инфанта дона Карлоса, брата короля, очень на не­го похожего. Это обычный традиционный дворцовый портрет, напи­санный по канонам придворного. Но рука умелого мастера чувствуется во всём: в выборе композиции, в передаче хмурого пейзажа, в достоинстве шестилетнего принца, уже осознающего своё величие.

Масть лошади контрастирует с одеждой мальчика. И хотя лошадь ведет себя бодро, принц восседает на ней уверенно – очевидно, что она чувствует седока и его возраст.

Конный портрет Филиппа III

Д. Веласкес "Конный портрет короля Филиппа III"

Сын и преемник Филиппа II, первый из неспособных королей, доведших Испанию до крайнего внутреннего упадка и внешнего политического бессилия. Инертный и суеверный, Филипп окружил себя бездарными министрами, думавшими только о своём обогащении за счёт казны и народа. Крайнее самолюбие выражено на его лице. А грациозная белая лошадь, ухоженная и украшенная бантиком, кажется умнее, добрее и понятливее своего седока. Портрет написан в традиционном жанре придворного портрета. Пейзаж, хмурый и тревожный, создаёт атмосферу нестабильности и неопределённости.

Диего Веласкес (1599-1660)

Д. Веласкес "Автопортрет"

Испанский художник, один из ярчайших представителей золотого века испанской живописи.

Родился в Севилье в еврейской семье, принявшей христианство. Его художественный талант проявился в раннем детстве.

Творческая карьера Веласкеса сложилась необычайно счастливо: в возрасте 24 лет он становится придворным живописцем, что давало ему не только материальное благополучие и скорое признание, но и возможность совершить путешествие в Италию, где он смог изучить творчество художников итальянского Возрождения. Влияние это ощущается в пейзажах Веласкеса. Во время второго пребывания художника в Италии его ждал шумный успех, он был избран членом Римской академии.

И хотя в конных портретах Веласкеса обычно отсутствует движение, он умело пользуется цветовой палитрой, создаёт психологический портрет, изображая человека таким, каков он есть на самом деле.

Теги: , , , , , , , , , ,

Комментарии закрыты.