Вы находитесь здесь: Главная > Шедевры русской живописи > Картина И. Репина «Бурлаки на Волге»

Картина И. Репина «Бурлаки на Волге»

И. Репин "Автопортрет"

«Погода была чудесная… К  раннему полдню мы проезжали роскошные дачи… все это оживлялось блестящей, разряженной публикой, великолепным цветником барышень… Моя живая картина была само солнце без пятен…
- Однако что это там движется сюда? – спрашиваю я у Савицкого. – Вот то темное, сальное какое-то, коричневое пятно, что это ползет на наше солнце?
- А! Это бурлаки бечевой тянут барку…» (И. Репин «Далёкое – близкое»).

Так состоялось у Репина его первое знакомство с бурлаками. Это было на Неве, когда художник учился ещё в Академии художеств. Но увиденное так запало в его душу, что он захотел написать картину на эту тему. Друзья посоветовали ему отправиться на Волгу, где можно было увидеть настоящий тип бурлака. Почти всё лето 1870 г. молодые люди (студенты Академии художеств Илья Репин и Евгений Макаров, Федор Васильев и брат Репина – студент консерватории Василий Репин) провели на Волге, в Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево), в 15 верстах от Самары, недалеко от Жигулей. Художник делал наброски, эскизы, изучал лица и характеры бурлаков, даже шагал рядом с ними по берегу Волги, чтобы почувствовать их состояние… Три года шла работа над картиной.

Но кто такие бурлаки? И что это за явление в российской истории? Или не только в российской?

Бурлаки

Бурлаки – это наёмные рабочие в России XVI - начала XX вв. Они шли по берегу (бечевнику, т.е. вдоль берега, параллельно реке) и тянули при помощи бечевы (канат или трос для буксира) речное судно против течения. В XVIII—XIX вв. такие судна назывались расшивами. Именно расшива и изображена на картине Репина.

И. Репин "Бурлаки на Волге"

Расшива – парусное речное судно. Расшивы были самыми распространёнными судами до появления пароходов. Строились они из соснового и елового пиленого леса. Длина расшивы достигала иногда 53 м, а грузоподъёмность – 480 тонн. По течению судно двигалось с помощью паруса, а против течения его тащили бурлаки.

Работа бурлаков была сезонной, по «большой воде»: весной и осенью. Работали они артелью (добровольное объединение людей для совместной работы). Нет нужды объяснять, что труд их был крайне тяжёлым. Не все справлялись, многие умирали, и тогда на берегу реки оставались только небольшие бугорки – безымянные могилы.

Чтобы сохранять ритм движения, для одновременного напряжения сил, бурлаки пели. Самой известной бурлацкой песней была «Дубинушка»:

Эх, дубинушка, ухнем,
Эх, зеленая, сама пойдет,
Подернем, подернем, да ухнем!

( А. Ольхин)

Нам со школьной скамьи известно стихотворение Н. Некрасова, в котором он пение бурлаков называет «стоном»:

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется -

То бурлаки идут бечевой!..

Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов.

А как в других странах?

Разновидность такого труда существовала и в Европе: там судна по рекам двигались с помощью людей или тягловых животных. Это явление сохранялось почти до середины XX в.

В Германии

Бурлаками работали и женщины. Эта фотография сделана в Рыбинске, на Волге. Рыбинск вообще считался в XIX в. в Российской империи «столицей бурлаков».

Женщины-бурлачки

Описание картины И. Репина «Бурлаки на Волге»

Одиннадцать бурлаков идут по берегу Волги в жаркий день. Они устали, измучены тяжким трудом и палящим солнцем. Ноги их вязнут в глубоком раскалённом песке, путь кажется бесконечным… Но когда группа бурлаков приблизилась, можно рассмотреть их лица. Репину мастерски удалось передать индивидуальные черты каждого из них, ведь он каждого знал лично и по именам, а перед зрителями картины предстают завершенные образы: впереди и в центре идёт бурлак Канин, который напоминал художнику античного философа и который как бы воплощает разнообразие человеческих характеров.

Фрагмент картины Репина

Справа от него – бородатый сказочный персонаж, олицетворяющий могучую древнюю силу. А слева – озлобленный жизнью и тяжким трудом Илька-матрос. Кажется, такой труд должен вытеснить из человека все желания и чувства, но это не так: очень хочется закурить высокому старику, и он на ходу набивает трубку. А рядом с ним идёт молоденький паренёк Ларька, почти ребёнок. Тяжкий труд ещё непривычен для него, он то и дело поправляет лямку, как бы пытаясь освободиться от неё…

Фрагмент картины Репина

Целая гамма различных чувств показана на картине Репина: протест и покорность судьбе, озлобленность и невозмутимость. Но лучшие народные черты воплощает на картине именно Канин – человек необычной судьбы (он был расстриженным священником), мудрый, сильный и твёрдый. В нём живёт  могучая внутренняя сила, которая пока скрыта под преобладающей над ним необходимостью, но которая обязательно проявит себя. 

История картины

В настоящее время картина находится в Государственном русском музее в Петербурге.

И. Репин "Великий князь Владимир Александрович"

Оконченная Репиным в 1873 г. картина очень понравилась Великому князю Владимиру Александровичу, который покровительствовал Академии художеств. Он купил её и отправил на всемирную выставку в Вену, которая состоялась в том же 1873 г. В дальнейшем и другие картины Репина покупались членами царской семьи (например, картину «Садко» приобрёл Александр III), а также художнику стали поступать от царского двора заказы (картина «Заседание Государственного совета»).

«Взгляните только на «Бурлаков» Репина, и вы тотчас принуждены будете сознаться, что подобного сюжета никто еще не смел брать у нас и что подобной глубоко потрясающей картины из народной русской жизни вы еще не видели, даром что и этот сюжет, и эта задача уже давно стоят перед нами и нашими художниками» (В. Стасов).

Тема бурлачества в изобразительном искусстве

В. Верещагин "Бурлаки"

В России к этой теме обращался также художник В. Верещагин, который известен своими историческими полотнами. Но у Верещагина преобладает именно исторический момент, бурлачество как явление, но нет той тщательной индивидуализации образов, которое отличает картину Репина.

Л. Деак-Эбнер "Женщины-бурлачки"

В Венгерской национальной галерее выставлена картина венгерского художника Лайоша Деак-Эбнера «Женщины-бурлачки», которая подтверждает тот факт, что бурлачество – явление не только русское.

Теги: , , , , ,

Комментарии закрыты.