Вы находитесь здесь: Главная > Шедевры русской живописи > Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова»

Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова»

В. Суриков "Боярыня Морозова". Фрагмент картины

«Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины наше искусство, то, которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще» (В. Стасов).

Художник В. Суриков известен своими историческими полотнами, они составляют славу русской живописи. Вся его жизнь была подчинена созданию монументальных полотен, но «Боярыня Морозова» в творчестве художника занимает особое место.

Суриков начал писать «Боярыню Морозову» в 1887 г., хотя замысел её зрел  у него долгие годы: услышанный в детстве рассказ о раскольнице боярыне Морозовой, которая бесстрашно отстаивала старую веру, с тех пор запал в его душу. Многие годы он собирал материал для картины, делал эскизы, искал подходящие лица для создания персонажей.

И. Репин "Портрет В. Сурикова"

Но прежде чем говорить о самой картине и её героине, следует хотя бы кратко напомнить о сути проблемы, отражённой на полотне. Идея картины – готовность идти до конца за свои убеждения. И хотя на картине много персонажей, одни просто любопытствуют, а другие глумятся над ней, образ Морозовой выглядит победоносным – большинство народа смотрит на неё с благоговением и ей кланяется. Каковы же были убеждения этой волевой женщины? И кто она такая?

Феодосия Прокопьевна Морозова

В девичестве она была Соковнина.  В 17 лет вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, родственника правящей семьи Романовых, владельца усадьбы Зюзино под Москвой. Оба брата Морозовы, Борис и Глеб, имели огромное состояние, и после их смерти оно досталось сыну Глеба и Феодосии Морозовых – Ивану Глебовичу. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Она построила роскошную усадьбу по европейскому типу и жила в ней, окруженная роскошью и слугами, имея 8 000 крестьян и 300 человек прислуги. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царя Алексея Михайловича. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», нося власяницу (длинную грубую рубашку из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле для умерщвления плоти). Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с протопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества.

Царь Алексей Михайлович поддерживал церковные реформы патриарха Никона и пытался всячески повлиять на боярыню, но это ему не удавалось, т.к. боярыня занимала высокое положение при дворе, к тому же за неё заступалась царица. В 1670 г. Морозова совершила тайный постриг в монахини под именем Феодоры.

В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это  вызвало гнев царя. Никакие уговоры о принятии ею церковной реформы не привели к успеху, и тогда её вместе с сестрой, Евдокией Урусовой,  ночью заковали в кандалы, а затем Феодосию перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря и приставили к ней стражу. Но она не была отрезана от внешнего мира: ей передавали еду и одежду, она даже получала письма от протопопа Аввакума. Но вскоре скончался её сын Иван. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну.

В 1674 г. боярыню Морозову, её сестру и сподвижницу Марию Данилову пытались переубедить в верности старообрядчеству пытками на дыбе (растягивание тела жертвы с одновременным разрыванием суставов).

Дыба

Уже тогда её хотели сжечь на костре, спасло боярыню заступничество бояр, которые были возмущены таким отношением к человеку, принадлежавшему к высшему аристократическому обществу того времени. К тому же за неё заступалась женская половина царской семьи, в частности, царевна Ирина Михайловна. 

Царь Алексей Михайлович выслал её с сестрой в Боровск, где они были брошены в земляную тюрьму, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере были сожжены. Евдокия Урусова скончалась в 1675 г. от полного истощения. Через 2 месяца от голода умерла и Феодосия Морозова, попросив перед смертью тюремщика вымыть в реке её рубаху, чтобы умереть в чистой.

Часовня-памятник в Боровске на предполагаемом месте заключения Феодосии Морозовой, Евдокии Урусовой, Марии Даниловой и прочих с ними пострадавших

История создания картины

Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. А вот отдельные детали и лица он писал долго, мучительно всматриваясь в образы староверов и не находя именно тот образ, который сложился у него с детства, после услышанного рассказа о боярыне Морозовой. Он считал, что лицо Морозовой должно выделяться на фоне остальных многочисленных лиц картины, в нём должно быть выражено что-то такое, что притягивало бы к нему внимание зрителя. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню.

В. Суриков "Боярыня Морозова"

И вот однажды В.И. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она! Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Он так писал об этом: « Мальчиком еще, помню, в лица все вглядывался – думал: почему это так красиво? Знаете, что значит симпатичное лицо? Это то, где черты лица сгармонированы. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали,- сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти».

Лицо боярыни бледное, с темными тенями под глазами от мучений и переживаний, но в глазах сверкает воля и непобедимая вера в свою правоту. Её пальцы сложены в старообрядческое двуперстие. Сидящий на снегу босой юродивый отвечает её тем же жестом, а женщины, все без исключения, сочувствуют ей. И только несколько мужчин не прячут усмешки: ведь в санях не простая крестьянка, а некогда богатая барыня!

Дети – как дети, они ведут себя непосредственно, но именно в их лицах переданы в сконцентрированном виде эмоции всей толпы: старший мальчик (слева) уже многое понимает, он сопереживает этой мученице, а для младших это всего лишь веселое развлечение. Ближний к зрителю ребенок никогда не забудет увиденного зрелища и расскажет о нем своим потомкам.

Рядом с розвальнями, крепко сцепив руки, идёт её сестра, княгиня Урусова, её сопровождают конвоиры, но она ничего не видит вокруг себя, кроме сестры. В образе княгини Евдокии Урусовой художник обобщил всех старообрядцев, добровольно принявших мученическую смерть во имя своей веры. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», - писал о художнике М. Волошин.

Некоторые подробности работы над картиной

По своей трагической выразительности и точности, композиции, колориту и исторической достоверности это полотно является непревзойденным шедевром Сурикова. Чтобы создать иллюзию движения, художник изобразил рядом с санями бегущего мальчика. Получился эффект фотографии: мгновение остановлено, но в любой момент может продолжиться.

Фотографически точно и достоверно изображён глубокий след от полозьев розвальней. А вот образ сидящей на санях боярыни, со спущенной полой верхней одежды, художник «позаимствовал» у сидящей на снегу вороны с подбитым опущенным крылом…

В. Суриков "Боярыня Морозова". Фрагмент картины

Известный меценат и коллекционер русской живописи П.М. Третьяков сразу же оценил картину Сурикова и купил её за 15 тыс. рублей – в то время это были большие деньги. Художник смог, наконец, осуществить свою давнюю мечту – поездку в родную Сибирь. Но это уже другая история…

Теги: , , , , , , ,

Комментарии закрыты.