Вы находитесь здесь: Главная > Виды и жанры живописи, Художники-сюрреалисты > Сюрреализм Рене Магритта

Сюрреализм Рене Магритта

Рене Магритт "Влюблённые"

Творчество этого бельгийского художника-сюрреалиста часто базировалось на парадоксах логики. 

Термин «сюрреализм» с французского переводится как «сверхреализм». Сверхреализм – какое-то пугающее понятие, потому что всё, что сверх, это уже как бы и лишнее. Поэтому сюрреализм и привлекает, и отталкивает одновременно. То есть, одних привлекает, а других отталкивает. И тому и другому есть объяснение.

Конечно, сюрреализм гораздо шире, чем творчество одного Сальвадора Дали, о котором мы знаем чуть больше, чем о творчестве других сюрреалистов. Сегодня мы поговорим о творчестве художника-сюрреалиста Рене Магритта.

Рене Магритт «Проницательность» (1936). Масло, холст. Частная коллекция

Но прежде чем удивляться, недоумевать или даже возмущаться, глядя на его картины, давайте прислушаемся к тому, что говорил о своём творчестве сам художник: «Искусство не подвластно психоанализу, это всегда тайна». И ещё: «Мои картины – это видимые изображения, которые ничего не скрывают. Они вызывают тайну и, действительно, когда видишь одну из моих картин, задаёшь себе этот простой вопрос: что это значит? Это не означает ничего, потому что тайна ничего не значит, это непознаваемое».

Рене Магритт «Пронзенное время» (1938). Масло, холст. Чикагский художественный институт (Чикаго, США)

Ну вот. А теперь можно начинать разговор о картинах Рене Магритта. И помним, что «тайна ничего не значит».

Картины Магритта отличаются от других произведений сюрреалистов своей невозмутимостью. Например, если мы смотрим на полотно Дали, то нам передаются его чувства: ужас, смятение, радость или тоска. Глядя же на картины Магритта, становишься в тупик именно от этой невозмутимости. А может быть, художник лукавил, когда говорил, что его картины не означают ничего? Или мы просто привыкли искать во всём смысл, поэтому не можем поверить в отсутствие этого смыла и всё-таки его ищем?

Вот картина «Сын человеческий».

Рене Магритт «Сын человеческий» (1964). Холст, масло. 116 × 89 см. Частная коллекция

«Сын Человеческий» – так называется книга священника Александра Меня, в которой он на основе Евангелий даёт жизнеописание Христа, показывает читателям образ Иисуса из Назарета таким, каким Его видели современники.

Но если Магритт так назвал свою картину, то что же хотел сказать этим названием он? Смотрите: лицо изображённого человека закрыто яблоком (именно яблоком была соблазнена в раю Ева, а затем и первый человек – Адам). Изображённый человек – не библейский персонаж, а вполне себе современный. Так что же: человек и в наше время может быть соблазнён? Ну, яблоком или чем-то другим – это уже не так важно.

Искусствоведы говорят, что Магритт писал эту картину как автопортрет. Это ещё более усложняет понимание произведения.

Вот таким образом художник заставляет нас думать. Он и сам признавался в том, что его цель – заставить зрителя задуматься. Именно поэтому картины Рене Магритта часто напоминают ребусы, которые полностью разгадать невозможно. Почему невозможно? Магритт говорит, что видимое – обманчиво. Настоящее – скрыто, это тайна.

Но в то же время следует обратить внимание на названия картин Магритта. Эти названия почти всегда поэтичны, но как будто не связаны с самим изображением.

Рене Магритт «Условия человеческого существования» (1935). Холст, масло. 100 × 81 см. Коллекция Симона Спирера (Женева, Швейцария)

Эта картина создаёт странное ощущение от причудливого смешения видимой реальности и созданной изображением иллюзии.

Но связь между названием и сюжетом картины всё-таки существует, хотя она и скрыта. Это поэтическая связь, связь на уровне подсознания. Но если вы этого не чувствуете – не огорчайтесь, вспомните слова художника о том, что «видимое – обманчиво. Настоящее – скрыто, это тайна».

Рене Магритт «Влюблённые» (1928)

Глядя на эту картину, вспоминаешь поговорку «любовь слепа». А здесь изображение воспринимается не в переносном, а прямом смысле.

Рене Магритт «Освобождение» («Бегство в поля»), 1933 г.

От других сюрреалистов Рене Магритта отличает простота, он как бы противопоставляет эту простоту экстравагантности других художников этого жанра. Например, у Дали предметы могут терять свою привычную форму: растекаться, поедать друг друга, превращаться в чудовищ. У Магритта странные сочетания предметов только лишь удивляют и заставляют зрителя погрузиться в раздумье. Магритт писал: «Мои картины – не сны усыпляющие, а сны пробуждающие».

Рене Магритт «Фальшивое зеркало» (1928). Масло, холст. Музей современного искусства (Нью-Йорк, США)

Почему человеческий глаз – это фальшивое зеркало? Органы чувств, считает автор, отражают лишь внешний облик вещей, не передавая скрытой глубины мира, его тайны.

Рене Магритт «Готовый букет» (1958). Масло, холст

Снова человек в котелке. Он стоит спиной к зрителю, а на его спине изображена шествующая в цветах «Весна» Боттичелли. Может быть, человек, любующийся природой, просто вспомнил картину Боттичелли?

Многие названия картин у Магритта ироничны, они якобы претендуют на научность.

Рене Магритт «Философская лампа» (1937). Холст, масло. 50 х 60 см. Частная коллекция

 О художнике

Рене Магритт собственной персоной

Рене Франсуа Гислен Магритт родился 21 ноября 1898 г. в небольшом индустриальном бельгийском городке Лессин в семье мелкого бизнесмена. Возможно, неизменно присутствующий на его картинах человек в котелке – это образ отца?

Детство и юность будущего художника прошли в провинциальном городе Шарлеруа. Когда Рене было всего 12 лет, его красавица-мать без всякой видимой причины утопилась в реке, прыгнув с моста. Когда утопленницу нашли, светлая ткань закрывала ее голову. Неизвестно – сделала она это сама или случайно вода «закрыла» её лицо. Но люди с закрытыми лицами –  частый художественный приём Магритта.

Рене учился в Брюссельской академии изящных искусств, но учёба его тяготила и не вдохновляла – она была в академическом ключе. А вот кубизм  и футуризм некоторое время привлекали. Некоторое время Магритт работал рисовальщиком на обойной фабрике.

Постепенно его творчество становится известным благодаря выставкам. Но не сразу пришло признание, сначала, как и положено, было негативное отношение к его произведениям. Рене отправился во Францию, где познакомился и даже подружился с Андре Бретоном, Максом Эрнстом, Сальвадором Дали, Полем Элюаром. Здесь его система живописи окончательно сформировалась.

Умер художник 15 августа 1967 г.

В 2009 г. в Брюсселе открыт музей Магритта

Теги: , , ,

Комментарии закрыты.