Вы находитесь здесь: Главная > Виды и жанры живописи, Русские художники, Шедевры русской живописи > Русская история в творчестве В. Сурикова

Русская история в творчестве В. Сурикова

В.И. Суриков "Меншиков в Берёзове" (1883)

У каждого художника существует свой любимый жанр, в котором его талант проявляется ярче всего. Кто-то достигает успехов в жанре портрета – например, Илья Репин или Иван Крамской. Другие находят особые краски и темы в изображении родного пейзажа – например, Исаак Левитан или Иван Шишкин. Василий Иванович Суриков завоевал своё призвание масштабными историческими полотнами, самые известные его картины посвящены событиям из истории России.

Из биографии В.И. Сурикова

В. Суриков. Автопортрет (1879)

Интерес к художественному творчеству (рисованию) проявился у Сурикова в раннем детстве. Родился он в Красноярске в 1848 г. в семье потомственного казака. Рисованию учился в Красноярском уездном училище.

После смерти отца семья была в сильном материальном затруднении, поэтому мальчик не мог продолжить образование в гимназии и вскоре устроился работать писцом в губернское управление. Здесь его рисунки увидел енисейский губернатор П. Н. Замятнин. Он нашёл для талантливого юноши мецената — красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.

И вот 20-летний Василий Суриков в Петербурге. Но поступить в Академию художеств ему удалось не сразу – сначала он закончил там рисовальную школу, затем был вольнослушателем Академии и только потом был принят в число студентов.

Первую его самостоятельную работу «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» приобрёл его меценат Кузнецов, тем самым поддержав его материально.

В. Суриков «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

В 1875 г. Суриков закончил Академию художеств в звании классного художника первой степени и почти сразу же получил заказ на создание фресок для храма Христа Спасителя в Москве.

Всю дальнейшую жизнь Василий Иванович Суриков прожил в Москве, периодически приезжая в свой родной Красноярск. В Сибири им были написаны многие его картины.

Умер Суриков в Москве в 1916 г. и похоронен на Ваганьковском кладбище.

Картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881)

В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни» (1881). Холст, масло. 218 × 379 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Эта картина была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Работа над ней началась в 1878 г. и длилась 3 года.

Суриков обратился к событиям эпохи Петра I. Давайте кратко вспомним эти события.

Перенесёмся мысленно в 1682 год. В то время скончался царь Фёдор Алексеевич и встал вопрос о наследовании престола. Было два претендента, два брата умершего царя: старший болезненный Иван и малолетний Пётр (будущий император Пётр I). Поскольку они не могли ещё самостоятельно осуществлять правление страной, им назначили регента – то есть временно исполняющего обязанности правителя до совершеннолетия малолетнего. Этим регентом стала старшая сестра Ивана и Петра – Софья Алексеевна. Она правила страной до тех пор, пока Петру не исполнилось 17 лет – до 1689 г. Он женился, и уже не оставалось формальных оснований для регентства Софьи Алексеевны. Но она продолжала удерживать в своих руках власть. Пётр предпринимал попытки настоять на своих правах, но безрезультатно: стрелецкие начальники и сановники, получившие свои должности из рук Софьи, по-прежнему выполняли только её распоряжения.

Кремль был резиденцией Софьи, село Преображенское – резиденцией Петра.

Между Кремлём и Преображенским установилась атмосфера враждебности и недоверия. Каждая из сторон подозревала противную в намерении разрешить противостояние силовым, кровавым путём.

В ночь с 7-го на 8-е августа 1789 г. несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли царю о готовящемся покушении на него. Пётр был очень напуган и верхом, в сопровождении нескольких телохранителей, тут же ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Утром следующего дня туда же отправились царица Наталья (мать Петра) и царица Евдокия (его жена) в сопровождении всего потешного войска, которое создал Пётр.

В Москве известие о бегстве царя из Преображенского произвело потрясающее впечатление: все понимали, что начиналась междоусобица, грозившая большим кровопролитием. Патриарх Иоаким объявил Петра полноправным самодержцем.

Далее идёт история со стрельцами. Стреле́ц — выборный служилый человек, всадник или пехотинец. Стрельцы в России составили первое регулярное войско.

Пётр подписал указ с требованием всем стрелецким полковникам явиться в распоряжение царя в сопровождении стрелецких выборных, по 10 человек от каждого полка, за неисполнение — смертная казнь. Софья же запретила стрельцам покидать Москву, также под страхом смерти.

Но постепенно власть Софьи ослабевала, стрельцы стали переходить на сторону молодого царя Петра. Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Софья была сослана в монастырь.

И. Репин «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре»

Об этих события можно прочитать в романе Алексея Николаевича Толстого «Пётр Первый».

А теперь обратимся к картине Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Самой казни художник не показал – он не стремился шокировать зрителя кровавыми сценами, он хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Суриков сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и попытался передать на полотне то состояние людей, которое соответствует их переживаниям в последние минуты своей жизни.

Картина велика по размерам: 218 х 379 см.

На картине два главных героя — молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя.

Фрагмент картины

Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу.

Фрагмент картины

Пётр также смотрит на стрельцов гневным и непримиримым взглядом. Каждая из сторон полна сознанием своей правоты. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, она зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей.

Другие стрельцы также изображены эмоционально, не все они покорились приговору Петра. Многие стрельцы изображены в сопровождении матерей, жён и детей. Солдаты ведут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. В отчаянии кричит молодая стрелецкая жена, сын прижался к матери и спрятал лицо в складках её одежды. Тяжело опустилась на землю старуха. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.

Художник изображает казнь утром, после дождливой осенней ночи, когда только начало светать и над площадью не успел полностью рассеяться холодный утренний туман. В этой обстановке среди тёмной толпы выделяются белые рубахи осуждённых и мерцающие огоньки их свечей. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Так он добился эффекта огромной народной толпы.

Пёстрые главы собора Василия Блаженного соответствуют фигурам стрельцов, а кремлёвская башня – фигуре Петра I на коне.

П.М. Третьяков сразу же приобрёл эту картину для своей коллекции.

Картина В. Сурикова «Меншиков в Берёзове» (1883)

В.И. Суриков «Меншиков в Берёзове» (1883). Холст, масло. 169 × 204 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Картина также довольно большого размера – 169 х 204 см. Она тоже хранится в государственной Третьяковской галерее и также куплена П.М. Третьяковым.

Сюжет – из истории эпохи Петра I, вернее, о событиях, последовавших после этой эпохи.

Алекса́ндр Дани́лович Ме́ншиков – русский государственный и военный деятель, ближайший сподвижник и фаворит Петра I, генералиссимус, адмирал, первый Санкт-Петербургский генерал-губернатор.

Судьба Меншикова очень интересна и характерна для эпохи Петра: Пётр создавал русскую элиту не по заслугам предков и социальному статусу, а только по личным качествам человека. Таким образом, генералом у Петра мог стать обычный крестьянин, показавший себя в деле и обладающий способностями.

Александр Меншиков в 14 лет принят Петром в денщики (денщи́ком в русской армии и флоте до 1917 г. назывался солдат, состоявший при офицере или чиновнике в качестве казённой прислуги). Он сумел быстро приобрести доверие и дружбу царя, стать его наперсником во всех затеях и увлечениях. Помогал ему в создании «потешных войск» в селе Преображенском, после участия в расправе над стрельцами получил чин сержанта. Меншиков безотлучно находился при царе, сопровождая его в поездках по России, в Азовских походах 1695-1996 гг., в поездках в Западную Европу. После смерти Лефорта Меншиков стал первым помощником Петра, оставаясь его любимцем многие годы. Он был наделён от природы острым умом, прекрасной памятью, энергией, делал всё с рвением, помнил все приказания, умел хранить тайны, мог смягчать вспыльчивый характер царя. Подробнее о судьбе Меншикова также можно прочитать в романе А.Н. Толстого «Пётр Первый».

После смерти Петра I он способствовал воцарению Екатерины I, стал фактическим правителем России; при Петре Втором — генералиссимус морских и сухопутных войск. Но в 1727 г. подвергся опале, лишён имущества, званий и наград. Его арестовали, а затем сослали с семьёй в Сибирь, где через полтора года он умер.

На картине Меншиков изображён с детьми. Все герои картины погружены в думы о прошлом, хотя слушают чтение одной из дочерей. Меншиков живёт памятью о прошлом. А зрители, глядя на картину, задумываются о том, как превратна может сложиться судьба человека: ещё вчера ты был властителем дум и дел человеческих, а сегодня ты просто старый и никому не нужный человек, притом оболганный, униженный и лишённый какой бы то ни было благодарности за всю свою предшествовавшую деятельность на пользу Отечеству.

Суриков изобразил Меншикова человеком, полным достоинства, сознания собственной зна́чимости. Он изображён на картине как яркая историческая личность, не сломленная обстоятельствами. Его старшая дочь Мария прижалась к отцу и глубоко задумалась. Она разделяет с ним все тяготы жизни и никогда не оставит его. Сын Александр также близок к отцу, а младшая дочь Александра, читающая, скорее всего, Библию, больше всех героев картины полна жизнеутверждающей надежды на лучшее будущее.

Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова» (1884-1887)

В. И. Суриков «Боярыня Морозова» (1884-1887). Холст, масло. 304 × 587,5 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Это одно из самых известных полотен художника. Оно внушительно и по размерам: 304 на 586 см. Приобретена для Третьяковской галереи и остаётся там одним из основных экспонатов.

Когда зрители проходят по основной анфиладе залов галереи, они уже видят эту большую картину. И она уже втягивает их в это своё пространство красок и образов.

Вот как выглядит эта картина в интерьере Третьяковской галереи.

По морозной московской улице, заснеженной и запушенной снегом, едут розвальни. В этих санях закованную в цепи везут боярыню Морозову, поднявшую руку с двуперстным знамением. Она вся в чёрном одеянии, глаза её горят решимостью, а вокруг неё шумит московская улица, за санями, за боярыней Морозовой бегут люди – разнообразный московский люд. Здесь и ребятишки, и просто любопытствующие, а также горячо сочувствующие ей. У кого-то фанатизм боярыни вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство смотрит на неё с сочувствием.

Фрагмент картины

Здесь и сидящий на снегу босой юродивый, который повторяет жест боярыни Морозовой, и нищенка, которая тянется за санями. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. И зрители становятся невольными соучастниками и свидетелями происходящего. А что происходит?

В 1650-1660 гг. произошёл раско́л Ру́сской православной це́ркви. Он был связан с реформой патриарха Никона. Суть этих реформ – изменение некоторых обрядов, внесение новшеств в богослужебные книги с целью их унификации с современными греческими. Самым спорным стал вопрос о том, как совершать крестное знамение – тремя пальцами (как сейчас) или двумя (как это было до реформы).

Приверженцы старых обрядов впоследствии получили название «старообрядцы», они существуют и сейчас. Боярыня Морозова была самой последовательной и несгибаемой сторонницей старообрядчества. Сторонники патриарха Никона жестоко преследовали старообрядцев, сжигали их заживо в домах, многие из них были вынуждены прятаться в Сибири.

Императрица Екатерина II отзывалась о Никоне и его реформе крайне отрицательно: «Никон – личность, возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени… Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Троеперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней… Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа».

А вот личность боярыни Морозовой вызывает уважение даже у тех, кто далёк от религии. Она была дочерью придворного чина и сама была придворной у царицы. Это была очень богатая по тем временам женщина, она жила в богатой усадьбе, но была противницей реформ патриарха Никона.

Ночью 1671 г. её и её сестёр арестовали и заковали в кандалы. Боярыню Морозову и её сестру Евдокию Урусову (она также изображена на картине) страшно пытали на дыбе (орудие пытки посредством растягивания тела жертвы с одновременным разрыванием суставов), пытаясь переубедить в верности старообрядчеству. Сестёр хотели сжечь на костре, но за них заступились другие бояре, а также сестра царя – царевна Ирина Михайловна. Тогда их выслали в Боровск и заточили в земляную тюрьму, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 г. сожгли в срубе. Евдокия Урусова скончалась от полного истощения. Боярыня Морозова также была уморена голодом.

В.И. Суриков создал и другие картины на сюжеты русской истории: «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин» и др.

Теги: , , , , ,

Комментарии закрыты.