Вы находитесь здесь: Главная > Русские художники, Шедевры русской живописи > А. Иванов «Явление Христа народу»

А. Иванов «Явление Христа народу»

А. Иванов "Явление Христа народу"

Есть авторы (писатели, художники, композиторы), которые известны в основном только одним своим произведением, хотя являются создателями многих или нескольких работ. Но эти остальные работы находятся в тени.

Например, писателем одной книги считается А.С. Грибоедов с комедией «Горе от ума», хотя он написал ещё несколько пьес и стихотворений. Или П. Ершов – автор «Конька-Горбунка, А. Милн – автор «Винни-Пуха», А. Саврасов – автор картины «Грачи прилетели» и др.

Так и художник Александр Иванов известен в основном одной своей картиной – «Явление Христа народу». Правда, какой картиной!

О художнике

С.П. Постников. Портрет А. А. Иванова

 

Александр Андреевич Иванов (1806-1858) – русский художник, в основном автор полотен на библейские и антично-мифологические сюжеты,  представитель академизма в живописи.

А.А. Иванов родился в семье художника Андрея Ивановича Иванова, профессора Императорской Академии художеств, в которую его сын Александр поступил в возрасте 11 лет. Учился под руководством отца. Совершенствовал своё мастерство в Германии и Италии.

Долго готовился к написанию своей главной работы – изображению на большом полотне первого явления Мессии народу, на которое он отдал 20 лет своей жизни.

В 1858 г. художник привёз свою картину в Петербург. Выставка самой картины, эскизов к ней и этюдов была организована в одном из залов Академии художеств и произвела сильное впечатление на общественность. Но через год художник скоропостижно скончался от холеры.

Творчество А. Иванова – пример самоотверженного служения искусству. Он был настолько погружён в работу, что всё внешнее и салонное было для него чуждо.

Александр Бенуа писал: «В нем жила детская, ангельская, пытливая душа, настоящая душа пророка, жаждавшая истины и не боявшаяся мученичества…».

История создания картины

Идея картины возникла у художника ещё в молодости. Он хотел воплотить в картине историческое значение христианства. Находясь в Италии, А. Иванов начал серьезно изучать религиозную живопись мастеров Возрождения.

Александр Иванов подчеркивал, что пишет именно историческую картину, а не просто религиозную. Он хотел представить евангельский сюжет как факт истории.

Но в Палестину, где происходили события, описанные в Евангелии, он попасть не смог, поэтому обстоятельно изучал всё, что мог найти о ней в книгах. Отыскал недалеко от Рима городок Субиако, который своим расположением на высокой каменистой горе был похож на города Палестины.

Тщательно изучал типажи людей, особенно евреев, посещал синагоги.

Описание картины

Александр Иванов «Явление Христа народу» (1837-1857). Холст, масло. 540 × 750 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Это огромное полотно (обратите внимание на размеры!), оно расположено в отдельном зале Третьяковской галереи.

На полотне изображена сцена из первой главы Евангелия от Иоанна и третьей главы Евангелия от Матфея – крещение народа Иоанном Крестителем. Художник показывает, как воспринимают происходящее разные группы персонажей картины. Зритель видит особенности каждого образа.

Фрагмент картины (Иоанн Креститель)

В центре картины – фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса.

Фрагмент картины (группа апостолов)

Слева от Иоанна изображена группа апостолов: юный порывистый Иоанн Богослов, Пётр, Андрей Первозванный, а за его спиной – Нафанаил, «сомневающийся». Он как бы остановился в неуверенности: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Глаза его опущены вниз, руки скрыты в широких рукавах хитона, вся поза выражает сомнение.

Фрагмент картины (странник)

В облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна, художник изобразил себя.

Молодые и старые изображены вместе, как символ молодости и старости человечества, которые всегда идут рядом: в левой части картины старик и юноша выходят из воды. Юноша заинтересован словами Крестителя, он спешит выйти на берег; старик, опершись на посох, тоже увлечён проповедью, но пребывает в раздумье.

Фрагмент картины (хозяин и раб)

В центре полотна – группа «хозяин – раб», о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Величие христианства – в пробуждении Божественного начала в униженных душах.

Фрагмент картины (противники Христа)

Справа изображены противники Христа: левиты, фарисеи-книжники. У них недовольные, хмурые лица. Один человек в ярком коричневом хитоне полуобращён к приближающемуся Христу и как будто желает отойти от этой группы (считается, что образ этого человека написан с Н.В. Гоголя).

Таким образом, очевидно разделение людей на тех, кто движется ко Христу (левая часть картины), и тех, кто от Него уходит (правая часть).

Полотно идейно разделено и по горизонтали: мир человеческий (внизу) и мир Божественный (вверху). В верхней части картины преобладает светлая лазурь неба. В долине – город в дымке. Христос – одновременно и часть гармоничного мира природы, и часть земного мира, наполненного человеческими страстями и страданиями.

Теги: , , ,

Комментарии закрыты.