Вы находитесь здесь: Главная > Виды и жанры живописи, Русские художники, Шедевры русской живописи > Пейзажи И. Левитана: «Озеро»

Пейзажи И. Левитана: «Озеро»

И. Левитан. Автопортрет (1880)

Картину «Озеро» считают «лебединой песнью» художника – она не совсем завершена. Но для зрителя эта незавершённость вряд ли заметна: спокойный, светлый и жизнеутверждающий пейзаж озаряет душу радостью и тихой любовью к незамысловатой русской природе.

И.И. Левитана так и называют – мастером «пейзажа настроения». Он один из тех русских пейзажистов, которые в XIX в. открыли современникам скромную красоту русской природы. Тогда считалось, что русская природа – безликая и тоскливая, она не может служить объектом для изображения и любования ею. Левитан и не искал в ней внешней эффектности. В неприглядном деревенском мотиве он умел найти то бесконечно близкое, что неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его возвращаться к картине и о многом задумываться. И это тем более странно, что тайну русской природы русским людям открыл бедный еврейский юноша, которому одно время даже было запрещено проживать в «исконно русской столице»: в 1892 г. Левитан как «лицо иудейского вероисповедания» был вынужден покинуть Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. До конца жизни клеймо его происхождения угнетало его.

Исаак Ильич Левитан. Фотография 1890-годов

Исаак Левитан наполнил русский пейзаж особыми чувствами, передал его неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран. Творческий путь Левитана был коротким – всего около 20 лет, да и жизнь была тоже короткой – он не дожил до 40-летия. Но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые.

После Левитана русский пейзаж стал другим.

Его учителями живописи были художники Перов, Саврасов и Поленов. Двое последних – известные русские пейзажисты.

Картина И. Левитана «Озеро» (1899-1900)

Исаак Левитан «Озеро» (1899-1900). Холст, масло. 149 × 208 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

Эта картина – одна из трёх самых больших по размеру произведений художника (вместе с картинами «У омута» и «Над вечным покоем»).

На первом плане картины изображено большое озеро. Вода его, ярко-синего цвета, кажется холодной от большой глубины и наступившей осени. Искупаться уже не тянет, но вода притягивает внимание зрителя.

Вдали – возвышенный берег, на котором видны поля и осенний лес. Прямо перед лесом стоит белая церковь.

По голубому небу, цветом перекликающемуся с озерной водой, неспешно плывут причудливые белые облака. Они отражаются в озёрной воде.

Изображённый художником солнечный осенний день как бы подчёркивает размах и величие просторов русской природы.

«Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором – пускай! Они – благоразумие… Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения…»  (Исаак Левитан).

Теги: , , , ,

Комментарии закрыты.